Органные трубы, хозяйственная утварь и декоративная керамика: визитная карточкой Ивенца — гончарный промысел

Не боги горшки обжигают

Белорусы трепетно относятся ко всему, что хранит память о прошлом. Практически в каждом населенном пункте, будь то крупный город или агрогородок, созданы и пользуются большой популярностью у посетителей краеведческие, этнографические, исторические и другие музеи. Один из них — Ивенецкий музей традиционной культуры.


Ивенец, имеющий сегодня статус городского поселка и находящийся в Воложинском районе Минской области, впервые упоминается в XIV веке как частное владение великого князя литовского Витовта. Испокон веков здесь жили люди не только предприимчивые, но и творческие. Например, талантливые ткачи и резчики по дереву. Однако визитной карточкой Ивенца и поныне считается гончарный промысел. Здешняя керамика узнаваемая — блестящая и полосатая. Характерный узор называется «фляндроўка» — роспись по сырой глине: на нее наносятся зеленый, белый и черный пигменты, а затем их «расчесывают» специальными гребешками.
Одна из фишек ивенецких мастеров — декоративная керамика: кувшинчики и различные сосуды в виде зубров, поросят и так далее. А еще — детские свистульки. Кстати, у классика белорусской литературы Якуба Коласа была целая коллекция ивенецких свистулек.

Из глины ивенецкие умельцы изготавливали даже органные трубы. А всевозможную хозяйственную утварь — жбаны, крынки, миски, горшки и прочее — в XVI веке производили 20 гончарных мастерских. Особенно славились оригинальные глазурованные («паліваныя») изделия. В XIX — начале XX века белорусские изразцы с анималистическими узорами поставлялись даже в Санкт-Петербург. И сегодня во многих домах сохранились печи и камины, отделанные ивенецкой «кафляй».


Уникальные гончарные изделия бережно хранятся в Ивенецком музее традиционной культуры. Причем в его экспозиции есть вещи, хозяйственное предназначение которых для современного человека не всегда понятно. Например, спарыши — два соединенных между собой горшочка с ручкой посередине. В таких «ланчбоксах» когда-то носили обед тем, кто трудился в поле: например, в одном горшке — похлебка, в другом — картошка с мясом. Привлекает внимание оригинальный умывальник с двумя горлышками, которые можно наклонять на две стороны и споласкивать руки поочередно. Живой интерес у посетителей музея вызывает и керамическая маслобойка. Процесс сбивания масла в основном все себе представляют, но как это сделать, не расколотив при этом хрупкую посуду?..

В экспозиции Ивенецкого музея традиционной культуры практически нет гладышей — кувшинов без ручки, хотя именно такие чаще всего встречаются на полотнах художников, изображающих сельскую жизнь. Дело в том, что гладыш — изделие простое, так сказать, без фантазии. А чтобы приделать к кувшину ручку, нужна определенная сноровка. Поэтому, дабы не ронять престиж, ивенецкие гончары гладыши практически не делали. Тем более что у каждого мастера был свой способ, которым он прикреплял «ушко» к кувшину, практически — авторская подпись.
Сегодня народные традиции успешно развиваются — продукцию Ивенецкого завода художественной керамики можно увидеть во многих магазинах страны. Практически каждый местный школьник запросто слепит что-нибудь из глины. В 1998 году в музее был создан Центр ремесел, где к традиционным народным промыслам могут приобщиться все желающие — обучиться основам у признанных мастеров, будь то гончарство, ткачество или кузнечное дело. На базе центра регулярно проводится фестиваль «Глиняный звон», на котором демонстрируют свое мастерство гончары Минщины и других регионов.

bebenina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter