Сотни белорусов приняли участие в обсуждении законопроекта о борьбе с коррупцией и внесли свои предложения

Не бери, и судим не будешь

Завершено обсуждение законопроекта о борьбе с коррупцией, в котором приняли участие сотни людей. Они звонили и писали в редакцию «СБ», оставляли предложения на Национальном правовом интернет–портале и сайте Генеральной прокуратуры. И это дало свои плоды: разработчики учли более 300 обращений и подвели итоги. Главные выводы — необходимо усиление ответственности за коррупционные правонарушения и контроля за доходами. Однако люди считают, что вместе с введением новых запретов и ограничений руководителям всех уровней следует предоставить дополнительные гарантии и защиту от необоснованного вмешательства в их работу. Не остался без внимания и вопрос информационной открытости деятельности госорганов и организаций. Сейчас законопроект рассматривается в Администрации Президента.


Все антикоррупционные инициативы были изучены в Генеральной прокуратуре. По словам ее официального представителя Петра Киселева, это не отвлеченные суждения, которые можно выслушать и забыть:

— Это реальные предложения, которые уже внесены в проект закона. Назову наиболее важные из них. Предлагается, к примеру, не брать на госслужбу тех, кто уже был уволен с аналогичной должности по дискредитирующим обстоятельствам. Коррупционеров, которые привлекались к уголовной ответственности, новый документ лишает права на пенсионное обеспечение. То есть человек будет получать пенсию не как госслужащий или военнослужащий, несмотря на пост или офицерское звание, а просто по возрасту. Эта мера обсуждалась довольно долго и вызвала массу жарких дискуссий. Однако и специалисты прокуратуры, и граждане видят в нововведении серьезный сдерживающий фактор.

Благодаря мнению общественности в проекте закона появился пункт о введении механизма обращения в доход государства незаконной прибыли недобросовестных руководителей.

Петр Киселев также отметил, что многие участники обсуждения считают нецелесообразным запрещать работать по совместительству «мелким» управленцам: начальникам подразделений, служб, отделов, цехов, лабораторий на предприятиях. Такое ограничение следует применять исключительно к должностным лицам, обладающим реальными государственно–властными полномочиями. Допустим, к госслужащим, военнослужащим, руководителям и главным бухгалтерам организаций с долей государственной собственности не менее 50 процентов. Причем важно, чтобы эти люди и их родственники все же декларировали хранящиеся не в банках доходы, превышающие 2.000 базовых величин. По мнению большинства участников общественной дискуссии, этот подход позволит отследить реальный рост сбережений, а также незаконные источники доходов. А для того чтобы меры взыскания не были формальными, предлагается не привлекать к ответственности тех, кто, декларируя имущество, допустил малозначительные неточности.

Кстати, усилить контроль предлагается не только за доходами, но и за тем, как тратят эти деньги. Однако речь идет лишь о тех случаях, когда налицо явное несоответствие доходов расходам. При этом следует изымать имущество и денежные средства, которые хотя бы на четверть превышают законный заработок.

Вместе с тем участники обсуждения уверены, что только запретами и наказанием проблему не решить. Корень бед — в недостаточно высоком моральном уровне общества в целом и управленцев в частности. Поэтому за основу в профилактике следует брать идеологию: формировать отношение к коррупции как к безнравственному поведению и быть нетерпимыми к ее проявлениям. Важно и активное участие самих граждан. Поэтому предлагается выстроить систему общественного контроля. А главное — нужно сделать так, чтобы воровать из казны стало себе дороже, во всех отношениях.


Советская Белоруссия №241 (24622). Четверг, 18 декабря 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter