Произойдет ли регионализация IT-индустрии

Найти свой путь в айти

Еще недавно позиции глобальных технологических компаний казались незыблемыми, их монопольное положение на рынке коммуникаций — бесспорным, а финансовые ресурсы — почти неисчерпаемыми. Но ряд недавних скандалов, в которых оказались замешаны транснациональные IT-корпорации, поставил ребром целый комплекс вопросов, которые могут стать катализатором для кардинальных изменений в этом сегменте бизнеса. Дальнейшее развитие событий, видимо, будет в первую очередь зависеть от позиций государств и их регулятивных инструментов, которые могут применяться к технологическим корпорациям. Их значительная экономическая сила и использование широких коммуникационных возможностей, в том числе в политических целях, плюс все обостряющийся вопрос о хранении персональных данных активно обсуждаются во многих странах. Свою лепту могут внести и процессы регионализации, которые активизировались во время пандемии.


Год назад гегемония ряда американских технологических компаний не ставилась под сомнение. Сегодня некоторые эксперты говорят о вероятности ослабления их позиций на рынке. Произойдет ли это, как именно и когда — предположить трудно. Система очень сложная, ее развитие зависит от множества факторов. Но скандал с блокировкой аккаунта Дональда Трампа и история с запретом TikTok, похоже, обозначили некий новый тренд: социальные сети стали значительным аргументом в общественной жизни, в том числе в политике. Насколько непосредственно в общественные процессы вмешиваются сами технологические корпорации — сложно сказать. Тем не менее их продукты активно используют формальные и неформальные силы. Тот же Трамп заявил: он будет создавать свою социальную сеть.

Владимир Пархименко
Реализует ли свой амбициозный проект экс-президент США, или это просто пиар — вопрос открытый. Но определенный прецедент создан. Причем на родине новых инструментов массовой коммуникации. Обострившиеся в мире противоречия формируют во многих странах настроения оценивать социальные сети с точки зрения влияния на национальную безопасность. В этой области происходят самые различные законодательные и регулятивные инициативы, которые в том числе формируют и спрос на создание локальных, национальных IT-продуктов, аналогов глобальным брендам. Практически собственную IT-инфраструктуру уже создал Китай. Планомерно такими проектами уже несколько лет занимается Россия.

Надо отметить, что потеснить Facebook предпринималось немало попыток. Например, свою социальную сеть пытался вывести на рынок Google. Но свернул проект. Конкурировать на этом рынке не удалось даже такому гиганту. Дело в том, что пока не сформирован запрос у рядовых потребителей. Подавляющее большинство пользователей применяет этот инструмент коммуникации не для какой-то политической или общественной деятельности, а для обмена, так сказать, бытовой информацией. И такие аккаунты являются цементирующим фундаментом для существующих социальных сетей. К тому же у пользователей переход на новый аккаунт связан уже с целым рядом издержек: придется переносить свои фотографии, снова искать друзей, предпринимать ряд других трудоемких операций. Поэтому пока говорить о запросе рядового пользователя на локальные IT-продукты вместо раскрученных глобальных IT-брендов будет все-таки преждевременным. Другой вопрос, что драйвером процесса локализации могут выступить регуляторные меры со стороны государства.

Можно отметить, что в некоторых сегментах IT-индустрии уже сейчас наблюдается определенная регионализация. Например, у русскоязычной аудитории по-

пулярностью пользуются Viber (по сути, белорусская разработка) и Telegram (воспринимаемый как российский продукт), значительно обгоняя по числу пользователей другие мессенджеры.  Локализация существует и в сегменте поисковых систем (например, Yandex в России или Baidu в Китае).

Существует еще один фактор: социальные сети являются мощной экономической силой. SMM (маркетинг в социальных медиа) является одним из ключевых инструментов продвижения продукции. Особенно среди молодежной аудитории. В последнее десятилетие некоторые эксперты говорят о параде протекционизма. В том числе и в различных категориях потребительских товаров. И большинство стран сегодня озабочено защитой своих рынков, повышением доли отечественных товаров, рассматривая эти цели в том числе и через призму экономической в целом и продовольственной безопасности в частности. Возможно, технологически развитые государства будут стараться сформировать и альтернативные инструменты для продвижения национальной продукции.

Технологически Беларусь способна создать и собственные социальные сети, и другие продукты. Для этого есть и компетенции, и квалифицированные кадры. Резиденты ПВТ (даже те, которые используют аутсорсинговую модель) успешно создают сложные IT-продукты. Появится ли спрос на национальные продукты, будут ли отечественные IT-компании заинтересованы в этом — ответы нам еще предстоит найти. В любом случае значительную роль будет все больше и больше играть регулятор. Впрочем, этот тезис справедлив для любой страны. Пока тектонических сдвигов на глобальных IT-рынках не предвидится. Но события в этом веке развиваются слишком стремительно. И если локальные IT-проекты смогут бросить вызов глобальным брендам и они оттянут на себя, хотя бы частично, рекламные бюджеты, которые сегодня уходят тому же Facebook, это будет заметное событие на мировом рынке информационных технологий.

Владимир Пархименко, заведующий кафедрой экономики Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter