Найди свою папараць-кветку

В последние годы купальские огни загораются уже по всей стране - даже в больших городах...

Из письма в редакцию


Все мы наслышаны о карнавалах в Рио-де-Жанейро и Венеции, пивном фестивале в Мюнхене. Между тем карнавал в Рио-де-Жанейро появился только в 1928 году, Венецианский в современном виде проводится с 70-х годов прошлого века. Мюнхенский "Октоберфест", привлекающий сегодня до шести миллионов посетителей, берет начало в 1810 году. А белорусское Купалье насчитывает тысячелетия.


Ключевым событием фольклорного праздника может стать поиск "папараць-кветкi". Можно закопать один или несколько слитков золота, нахождение которых обозначить светодиодами, загорающимися с интервалом один раз в несколько минут. Вот вам, пожалуйста, еще одна игра возможного купальского фестиваля.


Главное - не упустить время. В прошлом году в одном из округов Москвы провели фестиваль "Иван Купала", "Янов день" в Латвии объявлен государственным праздником. Немного промедлим - и поздно будет что-то делать. Дублеры и клоны никому не интересны.

Евгений СУШКО.


Огни ночных костров


Не зря Иван Доминикович Луцевич взял себе псевдоним Янка Купала. Родился в особый день. Не случайно и малая родина поэта, Вязынка, с конца прошлого века являлась главным местом проведения всебелорусского Купалья. Но это никогда не был массовый фестиваль, а скорее что-то вроде слета любителей фольклора и ночных костров. Народу "слеталось" на праздник, впрочем, не так уж много. Но в последние годы купальские огни загораются уже по всей стране - даже в больших городах. Однако чаще всего Купалье отмечается сжиганием автомобильной шины и распитием градусных напитков. Хотя "свята" могло бы стать общенациональным фестом.


Экспериментальная площадка


Чтобы прочувствовать подлинную энергетику древнего обычая, лучше ехать в Строчицы, селение недалеко от Минска. Здесь находится Белгосмузей народной архитектуры и быта. Кроме экскурсии по деревянным хатам, сотрудники предлагают поучаствовать в народных игрищах, а на Купалье несколько лет проводят что-то вроде фестиваля.


- В прежние годы ограничивались вечерними представлениями, но теперь собираемся праздновать всю ночь, - делится планами Светлана Лакотко, директор музея.


Что раньше мешало гулять ночь напролет? Меры противопожарной безопасности. Деревянные постройки свезены сюда со всей страны, каждый дом - редкий пример архитектуры. Хаты, церковь, а за ними поле, лес - в таком гоголевском антураже Купалье не может не впечатлить. Поэтому меры предосторожности здесь усилили.


- Мы инсценируем все праздники традиционного календаря: Коляды, Масленицу, Гуканье весны, - Светлана Александровна с коллегами постоянно ищет новые формы популяризации этнографического наследия. - Заключены договоры с 50 туристическими фирмами, реклама музея есть в интернете. Приезжают гости из России, Европы.


Мог ли бы стать музейный комплекс базой для проведения общенационального купальского фестиваля? Светлана Лакотко готова взяться за осуществление такого проекта. Но пока есть другие заботы: как оборудовать автостоянку, построить гостиницу. "Без инфраструктуры музей не сможет далее развиваться и привлекать посетителей", - реалистично рассуждает директор.


Потенциальные инвесторы тем временем готовы воссоздать по старинным образцам заездный двор - небольшой отель с рестораном. Есть проект создания сектора "Местечко". "Я вижу его как постоянно работающие торговые ряды, лавки ремесленников, - мечтает Светлана Лакотко. - Если музей заживет полноценной жизнью, здесь возможно проведение любых фестивалей".


Цари мира


Кроме Купалья, есть и другие народные праздники, которые могли бы претендовать на трансформацию в национальные фестивали. В любую пору года.


- В прошлом году в Список культурного нематериального наследия ЮНЕСКО был внесен обряд "Колядные цари" из деревни Семежево Копыльского района, - Алла Сташкевич, председатель Белорусского комитета Международного совета музеев, занимается продвижением редких обычаев в мировое информационное пространство. - Это первый обряд, признанный уникальным в масштабах всей планеты. Сейчас самая важная проблема: как сохранить этот и другие обычаи от полного исчезновения.


В деревню Семежево в этом году на обряд "Колядные цари" впервые приезжали посмотреть туристы.


- Красивые молодые парни вышли в белых одеждах, зажгли факелы и в ночь с 13 на 14 января пошли по улицам колядовать, - Наталья Царькова, начальник отдела культуры Копыльского райисполкома, вспоминает, как возрождался обряд. - Посетил село и уроженец Семежево Герой Беларуси Михаил Высоцкий. В детстве, до войны, он сам участвовал в обряде "Колядные цари". Но затем обычай был почти забыт. Местные жители говорят, что комсомольцы ходили по деревне и не давали водить процессию. Только в 1997 году, когда в деревню приехали ученые из Академии наук, старожилы вспомнили о празднике. Тогда и выяснилось, что больше нигде в мире такого ритуала нет.


Однако праздник длится всего одну зимнюю ночь, а затем 1.200 жителей агрогородка Семежево возвращаются к работе и заботам. Инфраструктуру для туристов создать здесь сложно. Нужно хорошенько поискать менеджеров и инвесторов, которые разожгут огни большого праздника.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter