Как много нам открытий чудных готовит просвещенья дух... Должен заметить, этот самый дух не возникает ниоткуда. Более того, наша история знает массу примеров опережающего мышления. Скажем, как–то в журнале «Физика в школе» была напечатана статья будущего академика АН БССР Михаила Ельяшевича «Деление тяжелых ядер и использование атомной энергии». И это в августе 1946–го! Еще не запущен первый советский атомный реактор, а уже каждый учитель физики получает информацию с переднего края науки. Создатель белорусской школы теоретической физики академик Федор Федоров тоже обладал опережающим мышлением и писал в ЦК КПБ о необходимости развития естественных наук: мол, без этого республика обречена на технологическую отсталость. Тогда были приглашены ленинградские ученые, которые, переформатировав и академию, и БГУ, вместе с учениками создали тот интеллектуальный задел, который держит нас на плаву до сих пор.
Что сегодня? После многолетних колебаний «опережающими» темпами рвемся в Болонский процесс. Однако одним из первых шагов при переходе на систему 4+2 стало повсеместное изгнание из программ вузов курса «Основы современного естествознания». А в ведущем педагогическом университете еще и закрыли кафедру теоретической физики. Теперь в его магистратуре доминируют методики преподавания «классических» разделов. Тут уместно напомнить реформаторам слова нобелевского лауреата Р.Фейнмана: «О, насколько невежественны люди, получившие классическое образование! Неудивительно, что они не ценят свой век. Они воспитаны не на этом веке и не понимают его». Надо сказать, проблема «школьный учитель — современная наука» — одна из центральных в мировой педагогике. Но почему–то не в нашей. Побочный эффект деградации массового естественно-научного образования и просвещения — «письма трудящихся» о науке, с которыми мне как заместителю председателя рабочей группы по проведению экспертизы предложений, поступающих в НАН и претендующих на открытия, приходится иметь дело уже более 40 лет.
Часто они напоминают сказки на тему борьбы сил добра и зла. Только роль упырей и вурдалаков в них отведена ученым, придумавшим ГМО и Большой адронный коллайдер, чтобы извести весь род людской. Минимум логики, максимум эзотерики. Заявители шлют и шлют некие «откровения» и ходят в «непризнанных пророках» многие годы, нередко демонстрируя завидную работоспособность. На критику отвечают, как Незнайка: «Моей музыки не понимают, еще не доросли до моей музыки». Увы, мы, эксперты, не считаем оглушительное «гудение в трубу» музыкой. Тревожит, что для многих признаком настоящей науки является «посягательство на пересмотр фундаментальной истины», а также решение «амбициозных» задач типа «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Россия наступала на эти грабли неоднократно. Недаром Российская академия наук создала комиссию по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований...
Спросите: возможно ли случайное открытие? Конечно! В 1941 году псковский семиклассник прочел «Введение в ядерную физику», затем в 18 лет ушел добровольцем на фронт. После страшнейших боев в Прибалтике служил на Сахалине. На денежное довольствие сержанта выписал журнал «Успехи физических наук». В 1948 году ему поручили подготовить лекцию для сослуживцев по ядерной физике. За несколько дней он заново переосмыслил проблемы и... написал письмо в ЦК ВКП(б). В его первой части предлагалось устройство водородной бомбы, во второй — способ получения электроэнергии в управляемой термоядерной реакции. Звали сержанта Олег Лаврентьев. Отвечающий за ядерную программу Лаврентий Берия направил письмо на рецензию Андрею Сахарову. В результате Лаврентьев поступил на физфак МГУ, по личному распоряжению Берия ему дали повышенную стипендию, комнату в новом доме и допуск к работам по ядерной тематике.
Взяться за перо меня заставил именно явный конфликт между «школьным» багажом знаний и открытиями современной науки. А между тем, скажем, журнал «Успехи физических наук», как и многие другие ему подобные, находится в свободном доступе в интернете и продолжает печатать популярные статьи по всем вопросам физики — неотъемлемой части культуры и основы будущих прорывных технологий. Что же мешает впитывать в себя «просвещенья дух»?
Евгений ТОЛКАЧЕВ, профессор, доктор физико–математических наук.
Советская Белоруссия № 245 (24875). Пятница, 18 декабря 2015