Наука или жизнь

В рейтинге, составленном независимым американским исследовательским центром RAND Corporation, наша страна стоит в первой тридцатке общемирового списка по научному потенциалу, рядом с Южной Кореей и Голландией. Позиция, внушающая оптимизм. Но вот какая отдача будет от этого потенциала?..

В рейтинге, составленном независимым американским исследовательским центром RAND Corporation, наша страна стоит в первой тридцатке общемирового списка по научному потенциалу, рядом с Южной Кореей и Голландией. Позиция, внушающая оптимизм. Но вот какая отдача будет от этого потенциала? И как он будет согласован с новым принципом финансирования нашей науки, который постепенно планируется ввести к 2015 году и согласно которому треть средств выделяется из госбюджета, треть поступает за счет хоздоговоров и еще треть - от международных грантов и контрактов? Ученые традиционно ссылаются на свои многочисленные публикации. С одной стороны, да, это один из основных показателей фундаментальных наук, своего рода корневой системы, которая питает дерево знания, а уж плоды давать - это удел прикладных разработок. С другой же стороны, "обогащать мировое сообщество научными трудами - благородная, но не единственная наша задача", подчеркнул недавно на общем собрании НАН председатель президиума Михаил Мясникович. И попутно заметил, что "притупилась инициатива у ряда академических институтов", причем в ряду этом оказалось пять ведущих организаций... Парадокс: и объем, и экспорт продукции академии растут, а инновационный ресурс науки все равно не используется в полной мере. Сдвиги нужны, но не станут ли они тектоническими для "платформы"?


Законы эволюции


Вопрос: а можем ли мы обойтись без фундаментальных знаний и исследований в свете инновационного развития?


- Ни в коем случае! - возражает Сергей Чижик, главный ученый секретарь НАН, член-корреспондент НАН. - Без них мы потеряем задел и не сможем работать на опережение. Разработанные технологии окажутся среднего уровня либо их не будет вовсе, придется только импортировать чужие.


Эксперты уверяют: сегодня грань между фундаментальной и прикладной наукой практически неразличима. И вот наглядный пример. Благодаря усилиям "фундаменталистов" в микроэлектронике успешно подтверждается закон одного из основателей компании Intel Гордона Мура. Каждые 2 года мощность компьютеров исправно возрастает в 2 раза: число транзисторов в чипе удваивается, а сами они уменьшаются. Такими темпами к 2020 году транзистор станет размером с атом. Но неужели на этом прогресс приостановится?


- Вряд ли. Промышленная эволюция может развиваться по сценарию биологической, когда вслед за простейшими одноклеточными тысячелетия спустя появились млекопитающие и человек, - считает Сергей Килин, заместитель академика-секретаря Отделения физики, математики и информатики, член-корреспондент Академии наук. - Продолжая аналогию: каждая система в живом организме работает сообща с другими, выполняя несколько функций. Поэтому микроэлектронные устройства, чипы обещают совместить в себе ряд свойств, став и сенсором, и хранилищем информации. На мой взгляд, будущее за междисциплинарными исследованиями. Ведь, скажем, для создания нанолекарств недостаточно независимых усилий одних лишь физиков, медиков или биологов - они должны объединиться.


Кстати, если уж говорить о лекарствах, то, по словам директора Института фармакологии и биохимии Дмитрия Романовского, без специальной программы по инновационной фармацевтике занять свою нишу отечественному производителю при всех его наработках и разработках очень сложно. Рынок лекарств формируется в основном импортерами. Сегодня наши препараты на полках аптек составляют всего лишь 15 процентов, причем большая их часть придумана 20 - 30 лет назад...


Путешествие в наномир


Одно из самых удивительных открытий, казавшихся поначалу сплошной теорией, - наноматерии. Разделите 1 миллиметр на тысячу и получите микрон. Еще раз на тысячу - вот вам и нанометр. Атом водорода, например, равен одной его десятой. В самых смелых мечтах энтузиасты уже видят, что с помощью прорывных технологий можно будет едва ли не лифт на Луну построить. А что, канат из нанотрубок, которые в 5 раз прочнее стали, любой вес потянет! В мире освоен, например, выпуск идеально чистых окон с тонким нанопокрытием, отталкивающим жидкости и грязь, и роботов, способных передвигаться вертикально по стенкам аквариума.


У нас далеко с "нано" шагнули пока несколько направлений. В Институте физики им. Б.И.Степанова ученые работают над созданием элементов квантового компьютера, который в перспективе должен решать важнейшие практические задачи: например, оптимизировать распределение энергии в мощных энергосетях, рассчитывать климатические изменения. Для создания такой техники используются наноалмазы. И они же применяются для диагностики онкозаболеваний. В ткани вводятся мельчайшие частицы, которые пораженные раком клетки имеют свойство накапливать. Потом каждую зловредную клетку точечным ударом можно облучить и разрушить.


Прочат светлое будущее и мембранным технологиям, исследования которых ведутся в Институте физико-органической химии и Институте химии новых материалов НАН. Представьте себе, насколько малы так называемые селективные мембраны: размер каждой поры - менее сотни нанометров. Со временем они могут пригодиться для очистки, сортировки, разделения веществ, например, в мясо-молочной промышленности, при производстве лекарств или очистке воды.


Всего же в рамках государственной программы "Нанотехнологии и наноматериалы" выполняется около 120 проектов. Среди них и несколько международных, как, например, созданные в лаборатории нанопроцессов и технологий Института тепло- и массообмена им. А.В.Лыкова НАН атомно-силовые микроскопы, передающие информацию из наномира. Как незрячий собирает сведения об окружающей действительности с помощью трости, так и ученые теперь получают трехмерный образ невидимого глазу объекта.


Пока это лишь видимая верхушка огромного айсберга. Кто знает, какие изобретения появятся с открытием Парка передовых технологий в области лазерной, оптической и электронной техники, создания которого в НАН ждут с нетерпением?


Науки юношей питают


Закавыка в другом: кому дальше двигать фундаментальные науки? Увы, знаменитая картина Михаила Ромма "Девять дней одного года" о физиках-ядерщиках современной молодежи может показаться едва ли не сказкой.


- На Ассамблее европейских академий наук в Стокгольме, где были представители из 45 стран, я убедился, что всех нас объединяет одна и та же проблема: интерес к науке у поколения next катастрофически падает, - сетует Сергей Чижик. - Поэтому для школьников даже открывают научные университеты - на каникулах им читают научно-популярные лекции. Да и у нас при институтах тоже потихоньку начинают возрождать школы юных математиков и физиков.


Специалисты утверждают: очень ощутим "провал" в поколении 35 - 50-летних. Того самого, представители которого в бурные 1990-е уходили из науки в торговлю, бизнес. Вот почему сейчас одновременно нужно поддерживать устоявшиеся научные школы (а в области физики, математики, биологии они у нас традиционно сильные), развивать новые и воспитывать на смену молодежь. Для этого даже начали водить школьников в Академию наук на экскурсии.


И Сергей Чижик, и Сергей Килин, впрочем, признают: уже есть очень любознательные, восприимчивые ребята с задатками "разведчиков". Из знаменитого Московского физико-технического института, случается, приезжают к нам, чтобы заманить к себе победителей олимпиад! Кое-какой повод для оптимизма имеется: пятая часть научных сотрудников НАН - молодежь до 29 лет. Вот от кого впору ожидать свежих идей, фундаментальных открытий и прорывных изобретений. Но, наверное, все-таки завтра, не сегодня. Один парень, например, недавно пришел работать в НАН программистом, будучи победителем международных турниров по компьютерным играм. Для него "геймерство" превратилось в рутину...


Кстати


В Академии наук работает свыше 6,3 тыс. исследователей. В их числе 510 докторов наук и 1.880 кандидатов. Средняя зарплата по академии составила в прошлом году 1.108,8 тысячи рублей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter