Наука быть гражданином

Готов поспорить на что угодно: редкий студент назовет свою учебу делом государственной важности.
Готов поспорить на что угодно: редкий студент назовет свою учебу делом государственной важности. Оно и понятно. Молодые люди начинают строить собственную жизнь, искать свое место в обществе, и здесь не до глобальных обобщений. А вот государство позволить себе такую роскошь, очевидно, не может. Заинтересованное в своем стабильном и предсказуемом развитии, основанном на преемственности принципов и традиций, оно просто не вправе самоустраняться от обучения и воспитания тех, кому завтра определять судьбу страны. Отсюда и особенно пристальное внимание власти к организации системы образования. Недавно на совещании у Президента детально обсуждались проблемы всеобщего среднего образования. Логичным продолжением темы стала вчерашняя встреча Президента с членами республиканского совета ректоров высших учебных заведений.

Содержание дискуссии отчетливо разделилось на две главные части: как и в каком направлении развивается система образования и насколько эффективна она в деле воспитания молодых людей. "Задача не только в профессиональном обучении молодого человека, но и в том, чтобы сделать из него социально зрелую личность", - подчеркнул Александр Лукашенко.

Президент отмечал, что знания, которые дают белорусские вузы, в целом хорошего качества. Национальная высшая школа готовит квалифицированных специалистов. Но это не значит, что недостатков нет вообще. Например, проблема "перепроизводства" по некоторым специальностям не теряет своей актуальности уже несколько лет. В стране явный переизбыток юристов, экономистов, педагогов, в то время как технических специалистов, агрономов, строителей явно недостаточно. В итоге дипломированный безработный сегодня если и не обыденное явление, то по крайней мере нередкое. Немало и людей, которые не работают по специальности после окончания вуза. Очевидно, что государство, тратящее бюджетные деньги на систему образования, не может смотреть на это сквозь пальцы.

Отдельная тема - дальнейшее развитие высшей школы. Сегодня она на переломном этапе: перспектива вхождения в Болонский процесс с двухуровневой подготовкой специалистов заставляет серьезно размышлять. Ведь главный принцип белорусских реформ в том, что они неизменно основаны на тех положительных элементах, которые достались в наследство от прошлых лет. Это обязывает не слепо копировать опыт других стран, а взвешенно оценивать, что из него можно взять, а что нам не очень-то и подходит. Президент уверен, что здесь торопиться ни в коем случае нельзя. Нужно во многом разобраться. Например, как соотносится двухуровневая система с нынешним опытом медицинского образования? Бакалавр, конечно, звучит громко, но как по-русски назвать медика, проучившегося четыре года? Вроде уже и не фельдшер, но очевидно, что еще далеко и не врач. Аналогичным образом стоит вопрос и в отношении технических наук. И на него надо отвечать вдумчиво. "Пока не поздно, надо отбросить то, что не нужно, чтобы не пришлось исправлять ошибки с большими материальными издержками", - подчеркнул Александр Лукашенко.

Но вернусь к высказыванию Президента о том, что нужно не только готовить квалифицированных специалистов, но и воспитывать социально ответственные личности. Энергия молодости предопределяет то, что студенческая среда всегда активна и неоднородна. Вспомним хотя бы Пушкина и его однокашников по лицею... Фрондерство юношеского максимализма неистребимо. Это вполне понимаемо, впрочем, как равно понимаемо и беспокойство власти за качество миропонимания молодыми. Александр Лукашенко мотивировал это беспокойство просто: не надо гробить наших детей, как бы этого кому-нибудь не хотелось, они должны расти нормальными людьми.

Поручения, данные в конце встречи, весьма конкретны. Министерство образования должно внимательнее подходить к подбору преподавательских кадров в вузах. На него же возложена задача координации анализа потребностей страны в специалистах разных специальностей, их подготовки и трудоустройства. С "Болонским процессом" решено пока не торопиться, а еще раз все тщательно продумать. А совет ректоров должен, как и предполагалось, стать локомотивом развития высшей школы. Его прежнее руководство с этим не справилось. Но новому председателю - ректору БГЭУ Владимиру Шимову - эта задача вполне под силу. Президент подчеркнул, что ждет от него как от ответственного человека и опытного руководителя, хорошо знающего общегосударственные задачи и проблемы высшей школы, "максимальной активизации работы". И конечно же, дисциплина. Исполнение Директивы N 1 - первейшая задача ректоров. Александр Лукашенко отметил, что этот документ, возможно, сегодня и не популярен, но крайне необходим всему обществу.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter