Нацбанк презентовал пособие по основам финансовой грамотности для учащихся 8–9-х классов

Листая финансовый букварь

В Минском государственном дворце детей и молодежи Национальный банк, Министерство образования и авторский коллектив БГУ презентовали учебно-методический комплект «Основы финансовой грамотности» для факультативных занятий учащихся 8—9-х классов. Новинка финансового образования состоит из пособия для учащихся и пособия для учителей. Это первые в стране учебные книги, которые доступно и понятно раскрывают основные темы в сфере финансов для юного поколения. Благодаря им ученики ознакомятся с планированием личного бюджета, сбережениями и страхованием, кредитами, профессиями в финансовой сфере, обращением денег, цифровым банкингом, инвестициями и налогами. В свою очередь, начальник отдела финансовой грамотности управления информации и общественных связей Нацбанка Юлия Сакович рассказала «Р» подробнее о пособии, а также о планах регулятора по финансовому образованию на будущий год.

Доступные основы

По словам Юлии Сакович, новый учебно-методический комплект — первая масштабная проба пера в области финансовой грамотности для страны. Благодаря пособию изучение основ финансовой грамотности в учреждениях образования станет более эффективным — наши школьники смогут на системной основе получать базу экономических знаний.

— Со своей стороны, мы следили за тем, чтобы были сформированы те основные компетенции, которые необходимы для полноценного и эффективного взаимодействия молодого человека с финансовой сферой, коллеги-педагоги работали над методикой преподнесения материалов. Мы старались, чтобы кейсы и темы в учебнике, с одной стороны, были личностно значимы с точки зрения молодых людей и вызывали у них интерес. С другой стороны, эти темы должны быть доступными для понимания и посильными для учеников.

Пособие для учащихся содержит как теоретический материал, так и практические задания на важные темы, которые непременно пригодятся молодым людям в жизни. Так, на факультативах по финансовой грамотности школьники узнают, как вести учет доходов и расходов и планировать личный бюджет, почему у каждого человека обязательно должен быть собственный резервный фонд и как делать сбережения эффективно, как разумно пользоваться кредитом и другими формами финансирования. Познакомятся и с вопросами денежного обращения в государстве, деятельностью банков, узнают много интересной информации о безналичных деньгах и расчетах. Немаловажно и то, что благодаря курсу дети научатся распознавать финансовое мошенничество, получат представление об инвестициях и познакомятся с некоторыми инструментами инвестирования, а также получат базовые знания из области страхования и налогов. Кроме того, в учебник включена глава о профессиях в финансовой сфере, чтобы расширить у учащихся представление о специфике финансово-экономической деятельности. Пособие для учителей — ориентир для педагога в процессе преподавания финансовой грамотности.

— Этот учебно-методический комплект предназначен для учеников 8—9-х классов. Но мы думаем, что он будет интересен для ознакомления и родителям, бабушкам, дедушкам учеников. Кроме того, в наших планах продолжать эту работу. В самое ближайшее время приступим к созданию подобного учебно-методического комплекта для учащихся 5—7-х классов, а потом охватим и другие возрастные группы. Учащиеся и педагоги являются приоритетными целевыми группами в работе по повышению финансовой грамотности. Так мы можем охватить большой пласт молодежи и заложить знания и навыки у целого поколения.

По заказу Национального банка напечатано шесть тысяч экземпляров учебно-методических комплектов, которые вскоре поступят в библиотеки учреждений общего среднего образования. Также электронная версия пособий в свободном доступе размещена на Едином портале финансовой грамотности и на Национальном образовательном портале.

Юлия Сакович.

Широкий круг участников

В целом же в нашей стране на постоянной основе ведется широкая кампания по обучению финансовой грамотности на всех уровнях. В эту работу вовлечены республиканские органы государственного управления, банки, научно-исследовательские институты, учреждения образования, ассоциации участников финансового рынка, поставщики финансовых услуг, средства массовой информации, общественные организации. 

— С учетом пандемии коронавируса мы стараемся проводить мероприятия преимущественно дистанционно, — поясняет Юлия Сакович, — и рекомендуем другим участникам программы повышения финансовой грамотности проводить образовательные программы в онлайн-формате. Заинтересованные организации в этой связи проделали немалую работу: сделали разнообразные финансовые обучающие видеоролики, разработали специальные образовательные программы, которые они в большинстве своем транслируют онлайн.

При этом, по словам эксперта, финансовые организации заинтересованы в том, чтобы потребители их продуктов и услуг обладали пониманием вопросов и были вовлечены в финансовую сферу, не являлись сторонними наблюдателями. Сегодня человеку, чтобы быть полноправным участником цифрового финансового рынка и пользоваться всеми предоставляемыми преимуществами, требуется значительно больше умений. К тому же эти процессы сопровождаются возникновением новых финансовых рисков и обостряют вопросы финансовой безопасности. 

— Поэтому надо знать и соблюдать основные правила безопасности, которые позволяют минимизировать риски быть обманутыми мошенниками в цифровой среде. На это во многом и нацелена работа по обучению основам финансового образования.

Впереди новый учебный год

Говоря о планах на новый учебный год, Юлия Сакович рассказала, что республиканская олимпиада по финансовой грамотности пройдет в сентябре — декабре 2021-го.

— Важный момент: в законодательстве, регулирующем проведение олимпиады, в этом году предусмотрены изменения. Начиная с 2021 года принимать участие в состязании смогут все желающие учащиеся вне зависимости от класса обучения. В предыдущие годы олимпиада проводилась только среди учащихся 10—11-х классов учреждений общего среднего образования. Олимпиада проходит в нашей стране ежегодно с 2014-го. За эти годы свои финансовые знания в олимпиаде смогли проверить порядка 114 000 учащихся, в том числе в прошлом году — более 20 000 старшеклассников из 2047 учреждений образования.

Кроме этого, в Нацбанке планируют осенью провести конкурс на лучшую работу по экономической тематике среди студентов, магистрантов и аспирантов. Победители и призеры конкурса в каждой номинации будут награждены дипломами и денежными премиями от Национального банка.

— Неотъемлемая часть нашей работы — это, конечно же, оценка уровня финансовой грамотности населения. В прошлом году Институтом социологии НАН по заказу Национального банка разработана методология, включая индексную оценку, и проведена первая из трех, предусмотренных планом на 2019—2024 годы, оценка и анализ финансовой грамотности граждан. Аналогичная работа будет проведена в 2022 и 2024 годах. 

Мониторинг во многом позволяет отслеживать ситуацию в сфере финансовой грамотности белорусов в динамике, оперативно выявлять наиболее проблемные для разных социально-демографических групп финансовые компетенции, лучше таргетировать существующие программы финансовой грамотности. Также, по словам эксперта, данная работа важна и с точки зрения сопоставления финансовых компетенций населения страны с картиной в других странах по определенному набору ключевых показателей.

kryzhevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter