Настройка верной частоты

Позывные о помощи, исходившие от предприятия «Лёс», были услышаны. Кризис преодолен!
Позывные о помощи, исходившие от предприятия «Лёс», были услышаны. Кризис преодолен!

«Оборонка» в Советском Союзе была на особом счету. Взять, к примеру, завод «Красный Октябрь», расположенный в небольшом городке Барань, что неподалеку от Орши. Радиостанции, которые здесь делали, летали в космос, обеспечивали связь в «горячих точках», плавали на танкерах по морям и океанам. Рабочих (в доперестроечные времена здесь трудились 9,5 тысячи человек) не обижали: деньги платили чуть ли не самые большие в Витебской области, квартиры молодым специалистам строили. Но с распадом СССР и разрывом налаженных экономических связей об огромных рынках сбыта и госзаказе пришлось забыть. Сократились объемы, упала зарплата. «Из–за простоев нам платили долларов по 15 — 20 в месяц, — вспоминает регулировщик радиоаппаратуры Александр Потемкин, — разве это деньги? Я здесь остался лишь потому, что не представляю, как бы прожил без любимой профессии». В 1991 году завод переименовали в фирму «Лёс», но смена вывески и поиск своего места в условиях рынка успеха не возымели. К 1997 году градообразующее предприятие оказалось на краю пропасти...

Чтобы стабилизировать обстановку, практически всю «социалку» завода (читай: Барани. — С.Г.) передали на баланс оршанских коммунальников, а сам «Лёс» из ведения Минпрома перешел в подчинение Минсвязи. Однако через три года наметился новый кризис, вызванный инфляцией, ощутимой конкуренцией со стороны зарубежных производителей, слабостью маркетинговой службы и отсутствием оборотных средств. В 2003 году на заводе собрались специалисты министерств связи, экономики, промышленности, транспорта, железнодорожники, силовики, представители местной власти... Перед ними стояли два основных вопроса: как вывести «Лёс» из кризиса и как благоустроить город, инфраструктура которого, по сути дела, зависела от процветающего когда–то промышленного гиганта? Но если бы еще раньше своевременно не вмешался Президент, побывавший на предприятии, побеседовавший с людьми, глубоко и детально разобравшийся в ситуации, то неизвестно, что было бы дальше. Президент и Правительство тогда предоставили заводу отсрочку по выплате долгов за потребленные газ, тепло и электроэнергию (их набежало более полутора миллионов долларов), а также позволили постепенно рассчитываться с налоговой инспекцией, Фондом социальной защиты и другими бюджетными организациями.

...Радиостанциями «Лёса» пользуются белорусские и российские военные, милиционеры, железнодорожники, пожарные. «Буквально во время новогодних и рождественских праздников, — рассказывает один из старейших работников предприятия начальник сборочного производства Леонид Кучинский, — мы успешно выполнили важный заказ для наших пограничников. С 2004 года, когда началась модернизация оборудования (на эти цели уже израсходовано 2,5 миллиарда рублей. — С.Г.), качество продукции заметно улучшилось и так называемых отказов стало гораздо меньше». В цехе Леонид Иванович показывает мне хитрый английский аппарат, предназначенный для нанесения паяльной пасты на печатные платы. Эта умная машина работает в комплексе с голландской паяльной печью. «К современной технике с паяльником не подступишься, — комментирует начальник сборочного производства. — А здесь — конвейер поверхностного монтажа. Сейчас детали на плату вручную устанавливают, но и этот процесс мы скоро частично автоматизируем».

Регулировщик радиоаппаратуры Александр Потемкин, которого на заводе кличут не иначе как «наш Кулибин», стоит на последней линии между заводом и потребителем — он тестирует готовую продукцию. «Когда есть заказы, — говорит Александр Константинович, — нам хорошие деньги платят. К счастью, весь прошлый год мы были заняты по полной программе, работали без «перекуров». Я нисколько не жалею, что остался на предприятии после всего, что здесь произошло».

Сейчас «Лёс» исправно рассчитывается со всеми текущими платежами, благодаря помощи Минсвязи удалось возвратить 870 тысяч долларов «энергетического» долга. И самое главное, 1.800 работников стабильно получают зарплату. В декабре 2005–го в среднем она составила 171 доллар. Если же говорить о сборке, то здесь в декабре люди зарабатывали примерно по 600 тысяч рублей. Оздоровление экономической обстановки на предприятии многие связывают с приходом нового директора, хотя сам Виталий Оселедец, возглавивший «Лёс» в 2002–м, о своей роли в судьбе завода предпочитает не распространяться и тактично переводит разговор на другую тему.

Выпускает «Лёс» закаточные машинки, мебельную фурнитуру, телефоны, домофоны и таксофоны. К слову, таксофон «Агат–07» становился дипломантом конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь». В ноябре 2002–го совместно с Министерством связи была разработана и представлена в Совет Министров программа перспективного развития РПУП «Лёс» на 2003 — 2010 годы. Основная функция завода — производство средств радиосвязи — в ней сохранена.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter