Недавно у нас официально появились первые учителя–методисты — своего рода педагогическая элита, которая во многом определяет качество образования в стране

Наставник для учителя

Недавно у нас официально появились первые учителя–методисты — своего рода педагогическая элита...

Недавно у нас официально появились первые учителя–методисты — своего рода педагогическая элита, которая во многом определяет качество образования в стране. Чтобы пополнить их когорту, нужно иметь высшую категорию не менее 3 лет, признанный эффективным опыт и активно делиться им. Пресс–секретарь Министерства образования Юлия Ванина объясняет, почему новая квалификационная категория возникла именно сейчас: «Сложилось целое сообщество учителей, которые хотят и могут поделиться своими наработками. Например, члены республиканского педагогического клуба «Хрустальный журавль», который объединяет участников конкурса «Учитель года» разных лет. Они проводят семинары и мастер–классы в регионах». А какие они, педагоги, сами ставшие наставниками для своих коллег? Корреспонденту «СБ» захотелось познакомиться с ними лично.


Найти свой ключик


Ольга Логунова, единственный на сегодня минский учитель–методист, считает, что для получения столь высокой категории мало быть прекрасным педагогом — нужно еще работать над самопрезентацией и не бояться рассказывать о своих методах во всеуслышание. На уроках биологии в гимназии № 8, где работает Ольга Михайловна, дети сочиняют истории, играют, ходят на экскурсии и проводят исследования. А если нужно подготовить ребенка к олимпиаде, то учитель сначала сама проговаривает материал, а ученик записывает, составляя потом собственные схемы и текст ответа. Это обязательно, считает Ольга Логунова, потому что должны быть задействованы и кинестетика, и моторика, и слух, и зрение. Еще она дает классам... биологические диктанты. Знает, кому что нужно, поэтому и задания индивидуальные: 10 — 15 минут за урок каждый может поработать в комфортном для себя режиме.


Спокойная речь, тихий голос — дети знают, что за невыученный урок им не влетит и замечание в дневник не запишут. А если кто–то копается в телефоне? «Одергивать бессмысленно, — позиция Ольги Михайловны. — Иначе они будут делать это тайком. Поэтому лучше отвлечь чем–нибудь полезным. Например, я прошу помочь мне найти в интернете значение каких–нибудь терминов. А если у всего класса нерабочее настроение, могу сделать вид, что иду у них на поводу. Соглашаюсь поговорить, но по теме урока. В итоге тему я все равно расскажу».


Она старается всегда провести параллель между своим предметом и жизнью, любит приводить занимательные, интригующие и даже шокирующие факты: «Когда ты рассказываешь о материнском инстинкте, о совести, о генетике, — это не может оставить равнодушным. Например, в Африке во время засухи львица кормит своих детенышей до последнего, а потом притворяется мертвой. Львята поначалу с ней играют, а когда чувство голода берет верх, разрывают живую мать и съедают. И так выживают. Мать жертвует собой, чтобы выжило ее потомство. А наши благополучные мамочки бросают больных и даже здоровых детей!»


Самые яркие задания рождаются спонтанно. Ольга Логунова вспоминает, как однажды ее прямо перед уроком коллега угостила вкусным пирожным. Класс был очень шумным, нельзя было его просто так оставить даже на 5 минут. А проходили они как раз пищеварительную систему. Так вот Ольга Михайловна вошла в кабинет с этим пирожным и попросила описать, что же произойдет с продуктом, со всеми его белками–жирами–углеводами, какие ферменты будут работать, какое количество слюны и желудочного сока выделится, и вообще, полезно ли ей есть быстро, в состоянии стресса, ведь в любой момент может зайти директор.


Неудивительно, что ученики Ольги Михайловны каждый год поступают на биофак БГУ и в медицинские вузы. Но однажды учительница биологии вдохновила подопечного на то, чтобы стать физиком:


— В десятом классе есть вопрос: «Что находится между молекулами воды в стакане воды? Вода, вакуум или ничего?» Книжный ответ — вода. А вот два года назад один из учеников усомнился и нашел где–то, что все–таки вакуум. Это спорно. Можно было просто сказать, что у меня есть ответ и я больше не хочу ничего слушать, но наша дискуссия продолжалась полгода. Каждый остался при своем мнении, а мальчик увлекся физикой и поступил на физфак БГУ. Вот такое разумное дитя попалось.


На своих мастер–классах она учит взрослых так же, как и детей: «Они с удовольствием сочиняют стихи и сказки, играют, а потом придумывают свои варианты занятий. С учителями, правда, тяжелее: всегда сомневаются, что их кто–то вообще чему–то может научить». Но у нее получается.


Кстати


В 80–е годы прошлого столетия в Советском Союзе существовали звания «старший учитель», «учитель–методист».


Ломая стереотипы


Сама Ольга Логунова любит бывать на семинарах другого учителя–методиста — Виталия Дудко, директора Поплавского учебно–педагогического комплекса детского сада — средней школы. Любитель интерактивных методов обучения, он наглядно демонстрирует, как можно заинтересовать детей даже таким сложным предметом с богатой терминологией, как «Человек. Общество. Государство». На его уроках создаются газеты, странички энциклопедий...


Учебные дискуссии — излюбленный метод этого педагога, считающего, что детям нужно учиться отстаивать свою позицию, не переходя на личности. «Те подходы к дискуссии, которые я предлагаю на мастер–классах, не позволяют промолчать даже самым пассивным! Ведь можно выражать свои мысли невербально: жестами, положением тела, движениями. К примеру, пространство делится меловой линией на две части. Одна из них обозначается словом «да», а другая — словом «нет». И движением в ту или иную сторону ребята должны обозначить свою позицию».


Он хочет, чтобы его уроки помогли ребятам выработать свое видение мира, чтобы они стали хорошими людьми. Иногда случаются такие трогательные моменты, что западают в память навсегда. Однажды Виталий Николаевич предложил принести на урок вещи, которые не имеют большой материальной ценности, но связаны с дорогими воспоминаниями. Одна девочка принесла локон своей младшей сестры, сказав, что нет для нее человека роднее. А другая ничего не принесла. Просто спела колыбельную, которой ее убаюкивала бабушка, когда была жива. И, наверное, уже не надо было объяснять, что такие духовные ценности важнее материальных...


Среди выросших учеников Виталия Николаевича есть преподаватели вузов, медики, рабочие. Все нашли себя. Когда в 26 лет он сломал позвоночник, именно дети помогли ему выйти из депрессии: «Захотелось жить, потому что очень много хороших слов было сказано о том, что я нужен. Тогда я и оценил преимущество профессии учителя». Сегодня он стремится преодолеть «синдром сельской школы». Два года назад с коллегами стал участником республиканской инновационной площадки «Внедрение авторских электронных средств обучения в систему гражданско–патриотического воспитания учащихся». Учителям пришлось осваивать компьютерные программы, с помощью которых можно создавать электронные средства обучения. И уже 11 дисков краеведческого характера для разных классов есть в копилке энтузиастов. В этом году планируют создать еще три, причем для всей страны. В планах Виталия Николаевича — ввести дистанционные факультативные занятия для детей, которых подвозят в школу из других деревень. А еще есть мечта: через два года сделать Поплавскую школу одной из самых передовых, не хуже какой–нибудь австрийской или чешской. «И я обязательно этого добьюсь!»


Цифра «СБ»


Сейчас в стране более 30 учителей–методистов.


***


Интересно, любой ли учитель способен вырастить интеллектуала из ребенка, который так же, как и другие, после уроков носится по двору, разбивая коленки? Не так давно председатель комитета по образованию Мингорисполкома Михаил Мирончик заявил, что есть идея создать авторские школы для одаренных детей, где работали бы лучшие из лучших. Возможно, что и наши герои. Здесь мнения расходятся. Например, Ольга Логунова против того, чтобы развивать в человеке исключительно ярко выраженные способности. Ведь не факт, что ребенок с задатками математика захочет им стать. А что делать потом, если он больше ничего не умеет? Что касается Виталия Дудко, то он мечтает о том, чтобы его сельская школа могла развить лучшее в любом ученике. Важно уже то, что у нас есть учителя, которые могут в каждом ребенке рассмотреть индивидуальность. И знают, как научить других педагогов ее холить и лелеять.

 

Советская Белоруссия №164 (24301). Вторник, 3 сентября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter