Наше остается у нас

О необходимых нашей экономике инвестициях

Несколько лет назад Бобруйский пивоваренный завод ничем не выделялся на экономической карте страны. Но с 2001 года госпредприятие попало в крутой водоворот перемен. Сначала оно акционируется и переименовывается в ОАО «Дедново». При этом контроль государства сохраняется, ему принадлежит более 98 процентов акций. Затем после целой цепочки согласований и переговоров принимается решение о продаже завода инвестору — американской компании «Детройт–Беларусь Брюинг Компани». Спустя некоторое время вполне рядовое предприятие превращается в одного из ведущих игроков рынка. Но вот, казалось бы, в шаге от успеха новая пивоваренная компания «Сябар» продается. Над Бобруйском загорается звезда всемирно известной компании «Хайнекен».


Вся эта спринтерская эстафета для белорусской экономики, можно сказать, в новинку. Сегодня многие задаются вопросами. Звучат и такие: почему государственный пивзавод был продан инвестору, который, капитализировав предприятие, прилично заработал, передав собственность голландскому концерну? Нельзя ли было привлечь крупного стратегического инвестора (в том, что «Хайнекен» является таковым, сомнений нет) без «посредников»? Нет ли угрозы в том, что другие белорусские госпредприятия после их передачи в частную собственность «пойдут по рукам»? Необходимо разобраться в этих опасениях.


Прежде всего важно понять, чего хочет государство. Безусловно, в первую очередь эффективной и прибыльной работы предприятий. Но так получается не всегда. Бобруйский пивоваренный завод, например, в момент продажи американской компании был в тяжелом состоянии. Продукция была отнюдь не выдающегося качества. Рабочие ждали зарплаты и хотя бы призрачных перспектив. Обратил бы внимание гигант «Хайнекен» на захудалую провинциальную пивоварню? Вряд ли стоит тешиться иллюзиями, что за завод в Бобруйске в то время бюджет получил бы приличную сумму. Просто он столько тогда не стоил.


Да, возможно, ответственные чиновники могли бы изыскать в бюджете 30 миллионов долларов (примерно столько вложила в бобруйский пивзавод «Детройт–Беларусь Брюинг Компани»). Но, будем откровенны, редко какой чиновник обладает таким комплексом знаний в сфере производства, маркетинга, менеджмента и финансов, как специализированная частная компания. Но главное, нет у представителя госаппарата и обширных связей с бизнесменами и финансистами по всему миру, а это тоже очень важный срез в любом коммерческом предприятии. Потому у меня лично возникают большие сомнения, что, получи бобруйский завод хорошую бюджетную накачку, он обязательно превратился бы в то преуспевающее предприятие, каким является сегодня, — технологические процессы управляются компьютером, внутренние стандарты качества выше гостовских, торговая марка хорошо узнаваема...


Моя личная позиция такова. Американские бизнесмены с белорусскими корнями добросовестно заработали свои деньги. И, полагаю, пример «Сябра» станет хорошим аргументом в пользу частных инвесторов. Особенно там, где речь идет о проблемных, убыточных предприятиях. А что касается передачи собственности из рук в руки... То вряд ли мы можем как–то противостоять этому процессу. Продажи и перепродажи бизнеса, слияния и поглощения — все это будничный атрибут современной экономики. Но если разобраться, ничего ужасного в этом нет. И я не удивлюсь, если после возможной продажи госоператора сотовой связи «БеСТ» крупной турецкой компании «Туркселл» белорусское предприятие через какое–то время перейдет, например, под крыло «Дойч Телекома» или любой другой крупной европейской компании. Главное, что они остались в Беларуси и никуда не делись...


Не будем забывать, что собственность — это товар. И чтобы продать его с хорошей прибылью, в него нужно вложить деньги, знания, технологии порой очень серьезные. Но это как раз и есть необходимые нашей экономике инвестиции.


Правда, это не значит, что решения о продаже госпредприятий должны приниматься с закрытыми глазами. Напротив, репутация и реальные возможности покупателя должны изучаться под микроскопом. И здесь, на мой взгляд, известность брэнда имеет даже большее значение, чем размах декларируемых инвестиционных планов. Ведь рейдеры, как известно, тоже не дремлют... Но как показал прием Президентом руководителей «Хайнекена», голландцы приняли все наши условия — значит, сделка будет выгодной для Беларуси.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter