Наше наследие

Путь «из варяг в греки» мог бы стать уникальным союзным проектом

Путь «из варяг в греки» мог бы стать уникальным союзным проектом


900 ЛЕТ назад первый русский летописец киевский монах Нестор в «Повести временных лет» обозначил трассу, идущую по Днепру, Ловати, Волхову и Неве, ставшую олицетворением «начала начал» Руси, — путь «из варяг в греки». Это словосочетание впитало в себя также и представление об истоках восточнославянской государственности. Оно стало основой общего исторического наследия братских народов Беларуси, России и Украины, а также вошло в сознание многих народов Восточной и Северной Европы.


Пришло время всем нам — белорусам, россиянам, украинцам — равно как и жителям объединенной Европы, осознать, каким общим сокровищем, частью всемирного человеческого наследия является путь «из варяг в греки», и возродить его в новом качестве транспортного туристического парка. Ведь нет лучшего способа приобщиться к этому наследию, чем пройтись по самому пути, путешествуя по его рекам на копиях исторических судов, наслаждаясь красотой природы исторических памятников и принимая участие в красочных фестивалях. Великолепно раскрученный брэнд, как сейчас принято говорить, путь «из варяг в греки» необходим огромному числу людей, интересующихся историей, любящих общение с природой, жаждущих приключений. И Беларусь в реализации этого поистине эпохального проекта может сыграть огромную роль. Ведь на ее территории находятся ключевые части исторического пути, более 700 километров Днепра и тот самый легендарный «волок до Ловати». В наше время это «девятый транспортный коридор», трасса с севера на юг. Обойти Беларусь, находящуюся в центре Европы, по другому пути никак не удастся.


«Беларусь должна стать соединяющим мостом между востоком и западом», — так определил место страны Александр Лукашенко. Можно сказать, что он имел в виду и транзит грузов с севера на юг. В этом контексте уместно рассматривать и заявление первого вице–премьера Владимира Семашко на саммите в Праге: «Для нас важны дорожные проекты. Например, есть проект 9–го транспортного коридора, связывающего Черное и Балтийское моря. Это известный путь «из варяг в греки». Этот проект недешевый, более 1 млрд. долларов, но с европейскими партнерами его можно сделать». Речь идет о перевозке грузов автотранспортом и по железной дороге, строительстве современного скоростного шоссе от Александруполиса до Хельсинки. Пока грузопоток здесь не такой большой, как по 2–му коридору Москва — Минск — Берлин, но в перспективе должен возрасти, если для этого будут созданы условия.


В 2009 году с появлением проекта «Восточное партнерство» стало возможным позиционировать Беларусь в качестве логистического перекрестка Европы, и надо полагать, что транзит грузов и энергоносителей усилится и сделает интеграцию еще более ощутимой.


Думается, при значительном финансировании шоссейного строительства можно было бы выделить средства и для уникального туристического маршрута «Из варяг в греки». Этот путь после соответствующего обследования и инвентаризации — все–таки минуло 1000 лет! — вернул бы к жизни, хозяйственному и культурному возрождению обширные территории России и Беларуси. Первый шаг уже сделан. В 2004 году физик–турист Илья Сагайдак проплыл по маршруту Нева — истоки Днепра. Энтузиаст разработал бизнес–план исследовательской экспедиции летом 2011 года. На ее проведение потребуется примерно 40 тысяч долларов.


В Программе социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы записано: «Основной задачей развития транспорта является эффективное использование международных транспортных коридоров, проходящих через территорию Беларуси. Главной задачей в области туризма является формирование привлекательного имиджа Беларуси как страны, благоприятной для туризма, путем создания современного и конкурентоспособного туристического комплекса». 11 ноября эта программа была опубликована, а уже 17 ноября на 5–м форуме проектов программ Союзного государства Госсекретарь Павел Бородин заявил, что для России и Беларуси открывается прекрасная возможность представить новый проект союзной программы и получить финансирование из бюджета Союзного государства. Считаю, что таким проектом могла бы стать разработка маршрутов 9–го транспортного коридора и туристической трассы «Путь «из варяг в греки». К тому же, при Постоянном Комитете Союзного государства очень оперативно создан Координационный совет по развитию совместной деятельности в сфере туризма с участием заинтересованных государственных и общественных структур обеих стран. Хочется верить, что эта деятельность даст конкретный результат.


Анатолий Зарецкий


МИНСК

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter