Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Казахстане Валерий Брылев дал в Астане интервью «БН»
ОЧЕРЕДНОЕ заседание белорусско-казахстанской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству намечено провести уже в сентябре 2012 года в городе Талдыкоргане в Казахстане. Стороны рассмотрят новые проекты в машиностроении, нефтехимии, пищевой промышленности, транспорте, логистике, что позволит увеличить товарооборот между странами и сбалансировать торговлю. О развитии двустороннего сотрудничества рассказал «БН» Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в Казахстане Валерий БРЫЛЕВ.
— Валерий Анатольевич, такой интересный факт: за последний год очень сильно вырос белорусский экспорт в Казахстан. Что этому, на ваш взгляд, поспособствовало? Какие товары составили основу белорусских поставок?
— Номенклатура экспорта в Казахстан в прошлом году включала более 500 товарных позиций. Его основу составили транспортные средства, в том числе тракторы, седельные тягачи, грузовые автомобили, которых отправлено на общую сумму 116,4 миллиона долларов. Это в 1,9 раза больше, чем в году предыдущем. В основном за счет увеличения физических объемов этой продукции обеспечен рост белорусского экспорта. Хорошо продавались в Казахстане и другие виды наших машин, механизмов, оборудования, в том числе комбайнов, что составило в целом 96,7 миллиона долларов. Увеличились поставки лифтов, холодильников. Вырос экспорт молочной и мясной продукции. Сохраняется положительная динамика продаж кабельной продукции, дорожной и строительной техники, металлоконструкций, осветительного оборудования.
Кроме того, в прошлом году у нас появилось более 100 новых позиций экспорта.
— Какие наиболее значимые из них?
— Назову грузовые вагоны, которых продали на 2,4 миллиона долларов. Беларусь начала экспортировать в Казахстан овощи, газетную бумагу. Всего за 2011 год товарооборот Беларуси и Казахстана достиг почти 800 миллионов долларов, а вместе с услугами он превысил 1 миллиард. При этом белорусский экспорт товаров составил 631,2 миллиона, что на 35,8 процента больше, чем за 2010 год.
В нынешнем году позитивная динамика развития взаимной торговли продолжается. За январь—май объем составил 387 миллионов долларов и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 21 процент. При этом белорусский экспорт в Казахстан превысил 335 миллионов и вырос в 1,4 раза. А вот импорт из Казахстана сократился почти на треть (на 30,3 процента), до 52,4 миллиона долларов.
— C чем связано такое сокращение казахстанского импорта?
— Хочу сказать, что импорт начал снижаться еще в прошлом году — в три раза. Чем это обусловлено? В мае 2011-го прекратились поставки нефтепродуктов для их вторичной переработки на белорусских нефтеперерабатывающих заводах. В прошлом году их ввезли 54,7 тысячи тонн на 34,5 миллиона долларов, в то время как в 2010-м из Казахстана было ввезено к нам на переработку более 650 тысяч тонн, на 314,5 миллиона. Речь идет о поставках казахстанского газойля и мазута для дальнейшей переработки на белорусских НПЗ. В Казахстане глубина переработки нефти находится на уровне примерно 50 процентов, в то время как в Беларуси она уже приближается к 90 процентам. Казахстан тоже к этому стремится, у них сейчас реализуются проекты по реконструкции нефтеперерабатывающих предприятий в целях увеличения глубины переработки нефти, выпуска новых видов нефтепродуктов. Все понимают, что это выгоднее, чем гнать сырую нефть. Поэтому казахстанская сторона стремится сбалансировать свою торговлю с Беларусью. И сделать это можно за счет поставок нефти.
В этой связи планируется подготовить к подписанию межправительственное соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Беларусь. Документ достаточно сложный, потому что это соглашение должна завизировать и российская сторона, ведь транспортировка нефти будет идти по российской трубе. Вот такой государственный проект по сотрудничеству в энергетической сфере мы сейчас обсуждаем. Планируем рассмотреть его на предстоящем заседании межправительственной комиссии в Талдыкоргане.
Кроме того, Беларусь с нынешнего года начала экспортировать в Казахстан и свои нефтепродукты — бензин, масла, керосин в небольших объемах. Касаясь этой темы, добавлю, что через территорию нашей страны идет транзит казахстанской нефти в направлении европейских потребителей. В прошлом году он составил 2,2 млн. тонн, но это почти на 70 процентов меньше, чем в 2010-м. Снижение объема транзита нефти повлияло в целом и на сокращение экспорта белорусских услуг Казахстану.
— Какие же новые проекты с Казахстаном возможны в перспективе?
— Есть несколько крупных перспективных проектов. К некоторым из них мы уже планировали приступить ранее, но по ряду причин они приостановлены. Так, обсуждаем возможность создания совместного производства комплексных удобрений с использованием нашего калия. Мы хотели бы создать такое производство в Казахстане, думаю, со временем придем к этому решению.
Прорабатывается еще один крупный проект, и у нас уже есть поручение Президента Беларуси — об участии в строительстве казахстанского участка автотранспортного коридора «Западная Европа — Западный Китай». Идея такая: создать автостраду для транспортировки грузов из Китая на Запад, в Европу. Беларуси предлагают подключиться к нему. Но мы не планируем инвестировать в проект свои средства. Мы предлагаем там свою технику — «МАЗы», «БелАЗы», погрузчики «Амкодор». Но строительство отдельных участков этой дороги выполняют частные компании, от них зависит, захотят ли они брать нашу технику. Тем не менее есть поручение изучить этот вопрос, и если будет обоюдный интерес, мы станем участвовать в проекте. Планируем, что в сентябре приедет группа специалистов, и вместе с участниками межправительственной белорусско-казахстанской комиссии проработаем эту тему. Кроме того, на этой трассе в районе Алма-Аты будет строиться мегаполис, там предполагается создание логистических центров, где могут размещаться и белорусские товары.
— Валерий Анатольевич, согласитесь, логистика может значительно расширить объемы поставок белорусских товаров в Казахстан, учитывая, что между странами более 3 тысяч километров. Ведь именно расстояние сдерживает экспорт некоторых наших продуктов питания, сказывается на цене потребительских товаров.
— Да, это так. Тем не менее молочная продукция также составляет основу белорусского экспорта в Казахстан, и в 2011 году ее сегмент в общем объеме достиг 15 процентов. Это даже выше доли продукции машиностроения, где тракторы и седельные тягачи составили 8 процентов, грузовые автомобили — 6 процентов. Мы начинали поставки с сухого молока, потом сгущенного. Сегодня сгущенка Глубокского молочно-консервного комбината — и вы могли это видеть — продается во многих магазинах Астаны и других городов Казахстана. Если бы не большое расстояние, можно было бы привозить сюда и сметану, йогурт. Хотя на запад страны наши молочные предприятия за счет логистики уже довозят этот товар, потому что к нему есть интерес потребителей. Наша продукция здесь абсолютно проходная по качеству, особенно масло, сыры. Нашей продукции здесь верят, потому что если производитель указывает на упаковке, что масло, к примеру, 72,3 процента, то это так и есть. Здесь все знают, что белорусское — качественное. Возможно, порой нашим поставщикам не хватает более активной рекламы товара. Над этим надо работать.
Есть возможность больше завозить в Казахстан и мясных изделий, которые также славятся своим качеством, составом натуральных ингредиентов. Надо создать десяток фирменных магазинов такой продукции в разных регионах Казахстана. В то же время наши мясокомбинаты могут закупать здесь конину — экологически чистое мясо.
Также в Казахстане очень хорошо продаются наши грибы, картофель, яйца, ведутся мелкие прямые поставки черного хлеба. Движение товаров есть, многое попадает на рынок Казахстана. Вот и белорусская мебель — посмотрите! — здесь тоже стала брендом. А поставки мебели в Казахстан в 2011 году составили 6 процентов в общем объеме экспорта на 39 миллионов долларов, изделия из дерева — на 23,2 миллиона долларов. В Астане есть торговый дом «Белорусская мебель». Надо, чтобы таких домов было больше.
— Еще один белорусский бренд в Казахстане — тракторы МТЗ. Как реализуются совместные проекты по сборке белорусской сельхозтехники?
— В Семипалатинске действует сборочное производство белорусских тракторов. В нынешнем году уже поставлено около 800 машинокомплектов четырех моделей, как базовых, так и 15 единиц энергонасыщенных МТЗ-3022. В город Костанай идут на сборку комбайнокомплекты ПО «Гомсельмаш». Прорабатываются лизинговые схемы поставок сельскохозяйственной и грузовой техники. В Астане ныне эксплуатируется около 40 автобусов «МАЗ».
Сегодня в Казахстане работают 12 совместных сборочных производств. А в целом Беларусь с Казахстаном реализуют 60 проектов в рамках Дорожной карты развития торгово-экономического сотрудничества на 2012—2013 годы.
— Валерий Анатольевич, товары легкой промышленности, белорусская бытовая техника конкурентоспособны на казахстанском рынке?
— Да, и для них этот рынок тоже очень перспективный. Здесь уже знают торговые марки «Милавица», «Конте». Приходят сюда ОАО «8 Марта», обувное предприятие «Труд» из Гомеля, ОАО «Элема». В прошлом году проходила Национальная выставка Республики Беларусь в Казахстане, так все потребительские товары, представленные на ней, пользовались огромным спросом у посетителей и гостей.
Наряду с этим необходимо продвигать и бытовую технику. В Казахстане хорошо продаются наши холодильники. В 2011 году их продажа увеличилась в 1,3 раза, на 10,6 тысячи штук по сравнению с предыдущим годом, объемы поставок достигли 11,3 миллиона долларов. Но мы пока не развернулись здесь с другими видами «белой» техники — стиральными машинами, газовыми плитами. Для этого нашим производителям нужно создавать дилерскую сеть в Казахстане, иметь свои представительства, склады. Тогда товары пойдут более крупными партиями.
Товарооборот Беларуси и Казахстана все время растет. Мы знаем до сотых все изменения в товарных позициях. Этот механизм работает — возможно, где-то лучше, где-то хуже, — но в целом мы динамику не сбавляем. Чтобы сверить позиции, встречаемся со своими партнерами по Таможенному союзу, обсуждаем проблемы в деловых кругах, проводим контактно-кооперационные биржи, бизнес-форумы с участием Белорусской торгово-промышленной палаты. Но основной инструмент нашего взаимодействия — это межправительственная комиссия, к проведению которой мы сейчас готовимся, чтобы придать новый импульс совместной работе.
Анжелика МИЛЬТО, «БН»
Лилия КРАПИВИНА
Фото БЕЛТА