Новые альбомы вернувшихся на сцену легенд поп-музыки: коммерция или лебединая песня?

Наша песня хороша — начинай сначала

Как относиться к новым альбомам вернувшихся на сцену легенд поп-музыки

Первую пятницу ноября меломаны всего мира ждали с особым трепетом: на этот день были назначены выходы альбомов двух легенд поп-музыки — группы ABBA и Дайаны Росс. Шведская четверка разродилась новым материалом впервые за 40 лет, а у 77-летней американки последний релиз со свежими песнями вышел 22 года назад. «Есть еще порох в пороховницах!» — порадовались за ветеранов сцены редакционные спорщики. И тут же скрестили шпаги в новом сражении. Один, снимая шляпу перед заслуженными героями музыкальных подмостков, все же считает, что не столько творчество движет создателями новых альбомов, сколько коммерческий интерес либо иная прозаическая причина. Новые песни вряд ли переплюнут успех прежних хитов, поскольку пик творчества мастеров давно пройден. Оппонентка, наоборот, рада за ветеранов и призывает не судить строго маститых деятелей поп-сцены — каждый из них заслужил право спеть свою лебединую песню так, как считает нужным. Арбитру в этом споре при вынесении вердикта пришлось нелегко: каждая из сторон привела в пользу своей позиции весьма веские аргументы.

Иных уж нет, а те далече

«Состояние творческой импотенции, увы, не мешает творить»

(Лешек Кумор, польский киновед и афорист).

«Битлз» уже не возродить, а «Роллинг Стоунз» уже не те. Согласись, Вика, в одну реку нельзя войти дважды. ­АВВА пытается сделать это, изначально понимая, что новые песни не будут столь же популярны, как Mamma Mia, Waterloo и прочая классика. Представленные ранее публике две композиции из свежего альбома тому подтверждение: ­АВВА просто повторила саму себя 40-летней давности. Значит, возвращение не вызвано творческим зудом. И деньги ни при чем — участники квартета не бедствуют, а ранее отказывались от более чем щедрых предложений. Мне кажется, Вика, что планы шведов завязаны на анонсированное мировое турне, куда поп-звезды, разумеется, не поедут, а пошлют вместо себя «­АВВАтаров» — голограммы, «списанные» с пожилых музыкантов и значительно омоложенные с помощью современных технологий. Для этого, кстати, Агнета, Анни-Фрида, Бьорн и Бенни, обвешанные сотнями датчиков, пели и танцевали в студии чуть ли не дольше, чем записывали песни. Таким образом, мы видим со всех сторон новую ABBA, которую, при желании и наличии запаса композиций, можно эксплуатировать десятилетиями! Иными словами, это попытка ворваться в вечность.

С Дайаной Росс, да простят меня ее многочисленные поклонники, как мне кажется, все намного грустнее. Легенда ритм-н-блюза, поп-музыки, диско и джаза, она давно может почивать на лаврах и не рваться на сцену. Ан нет, после многолетнего молчания записала пластинку Thank You («Спасибо») и даже собирается в следующем году отправиться в тур в поддержку нового альбома. Вот только будет ли публика ждать новых песен? Сомневаюсь, Вика. Хорошо, что сама Дайана, похоже, прекрасно это понимает. А новые треки, как можно догадаться с ее же слов, тогда еще 76-летняя исполнительница записывала для собственного удовольствия: «Это альбом огромной признательности жизни и всем вам». И клип после 10-летнего перерыва выпустила не для визуализации новаторских музыкальных идей, а для поддержания тонуса. Убежден: публика клип посмотрит, поностальгирует по былым временам, похлопает после новой песни… и благополучно забудет о свежем релизе, предпочтя слушать старые добрые хиты.

Ничего страшного в этом нет — просто невозможно находиться на пике творческой формы полвека. Вот Алла наша неувядающая Борисовна это прекрасно понимает. Ее последний студийный альбом датируется 2008 годом. С весны 2010-го не выступает с сольными концертами. Исключение — 2019-й, когда по случаю своего 70-летия Пугачева дала сольник в Государственном Кремлевском дворце, а спустя несколько месяцев повторила его в Минске. Было ж ведь на этих последних (ладно-ладно, крайних) концертах много новых песен. Где они, ау! Не крутят их по радио. Зато старые хиты — сколько угодно! И София Ротару, пока еще выступающая, не делает ставку на свежачок, а с неизменным успехом поет про хуто-хуторянку, аиста на крыше, луну-луну и ночного мотылька. А великолепный Юрий Антонов уже лет двадцать не показывает новых песен. Прекрасно осознавая: каждая из написанных ранее — абсолютный хит, успеть бы хоть часть исполнить, ведь зрители просят…

На мой взгляд, Вика, артистам надо быть честными с публикой. Если не можешь предложить ничего мощного, как во времена наивысшей популярности, — либо радуй зрителей качественным продуктом из «золотого запаса» и живи на эти проценты, либо уходи. 81-летняя Тина Тернер, например, также давно не дававшая концертов, в этом году нашла в себе силы окончательно попрощаться с поклонниками в посвященном ее жизни документальном фильме Sky News «Тина». Спасибо ей за честность! А вот другие… Время им судья.

nesterov@sb.by

Старая любовь не ржавеет 

«В первую очередь я люблю музыку за воспоминания»

(Жан Кокто, режиссер).

Возражаю по первому же пункту: в одну реку можно входить сколько угодно раз. Вчера ABBA разместила в сети альбом после 40-летнего перерыва и сразу ворвалась в чарты стримингов. Скажу больше, группа запустила свой аккаунт в TikTok в начале осени и за первый же месяц собрала несколько десятков миллионов (!) 

подписчиков. Саша, это сенсация! Старички порвали всех уличных эминемов и моргенштернов на шведский флаг. Да и потом, при всем уважении к Алле Борисовне и Юрию Антонову, камбэки с многомиллионными скачиваниями роликов за сутки под силу только мощным игрокам шоу-бизнеса, к числу которых ABBA принадлежит безусловно. Напомню, что шведская четверка неоднократно за последние 40 лет предпринимала попытки возвращения в мировые чарты, и каждый раз это было весьма эффектно — успех мюзикла Mamma Mia и дикая популярность сборника ABBA Gold (1992) красноречиво об этом свидетельствуют. Твое предположение, что их новые песни не достигнут успеха проверенных временем хитов, уже сейчас рискует рассыпаться на атомы: достигнут еще и большего, в наше-то время вирусных роликов. 

«ABBA плохо не умеет» — великолепно комментирует ренессанс шведов барабанщик Nirvana Дэйв Грол. Послушай, что он говорит о новом альбоме квартета: «Прочитав, что они возвращаются и что у них новый альбом, я кинул ссылку сотне друзей, а потом послушал их новую песню. Я плакал, как ребенок. Разрыдался просто! Ощущение, что время остановилось. Ну и потом, это такой красивый, романтический, меланхоличный, щемящий взгляд в прошлое. Ух, это потрясающе!» 

Мои личные впечатления от новых песен не менее восторженные, подогревает уважение к легендам поп-сцены еще и тот факт, что ABBA ведь не пошла по пути наименьшего сопротивления: они могли со старыми хитами колесить по городам и весям сколько угодно и тупо рубить бабло. Нет! Здесь мы имеем дело с большими музыкантами, для выхода творческой энергии которых не существует препятствий — ни возрастных, ни временных. Подумать только, сколько музыкальных течений и направлений сменили друг друга за последние полвека, но ABBA вечна. И даже попытается нам это доказать в новом гастрольном туре, сопроводив свое шоу ошеломляющими воображение голограммами. По сути, дарит нам надежду, что смерти нет. Ее не существует. Это ли не сказка? Особенно в наше печальное время пандемии, когда многие люди переживают в своих семьях боль потери близких и друзей. 

Еще один существенный момент, Саша: дня не проходит, чтобы я не словила на радио перепевку молодыми артистами какого-нибудь хита времен моей молодости, начиная с репертуара Пугачевой и заканчивая группой Ace of Base: молодежь перепевает все, как ты это называешь, «старье». Отчего бы это? Как мыслишь? По-моему, ответ очевиден. Не могут ничего путного своего написать, вот и грешат римейками. В этой связи критиковать за вторичность Бенни Андерсона и Бьорна Кристиана Ульвеуса из ABBA как-то не выходит. Они хотя бы продолжают поиск новых идей в своих собственных сочинениях, опираясь на личный опыт и мысли, а большинство ведь просто ворует чужое — и ничего, гастролируют, и даже успешно. 

Пожалуй, надо сказать несколько слов в поддержку Дайаны Росс. Твой эйджизм бывает невыносим, честное слово. Ты видел эту 75-летнюю красотку в красном платье два года назад на церемонии «Грэмми»? А я видела! И молилась, чтобы в ее годы все еще иметь в себе силы и желание выйти на бомбических каблучищах в свет и без фонограммы исполнить любую живую и чувственную песню из репертуара Дайаны.

viki@sb.by 

Брейк!

Аргументы Саши мне близки и понятны, но в целом я все-таки на стороне Виктории. Если можешь сделать хорошо — делай, и не важно, сколько тебе лет. Мне непонятен культ молодости, процветающий везде и всюду в ущерб здравому смыслу и качеству. Молодость сама по себе не является достоинством, свежесть личика и пустота в голове — не то, что нужно на сцене. Хотя со мной, наверное, поспорят продюсеры, которые, надрывая селезенку и падая носом в белый порошок, со слезами в горле раскручивают очередную безголосую мадам Агурбаш, — но с ними-то все ясно, они отрабатывают свой вагон сарделек и домик на Рублевке. 

Ситуация с группой ­АВВА прекрасна как раз потому, что эта история ни разу не про деньги — она, быть может, про ностальгию. Распад коллектива, разводы — то, о чем поклонники сожалеют до сих пор, ведь сколько еще можно было написать и спеть. Да, в том самом фирменном, полюбившемся ключе. А чем плохо то, что уже стало пусть эстрадной, но классикой? Я, например, современные песенки практически не воспринимаю — скучно, примитивно, однообразно. А вот когда в начале 2010-х группа Army оf Lovers «камбэкнулась» вместе с молодежным коллективом Gravitonas, записанная ими пара треков прочно заняла место в моих плейлистах — ибо мастерство не пропьешь.

И еще одно: участники ­АВВА сумели примириться, преодолев свои разногласия и обиды. Пусть годы спустя, но простить друг друга и полюбить заново, уже по-новому. И чисто по-человечески я за них радуюсь. Может быть, немножко грущу, отчасти завидую: всем бы так. 

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter