Кому следует провериться на гепатит С

Наш ответ гепатиту С

Его недаром называют ласковым убийцей. Годами этот вирус способен разрушать печень, доводя дело до цирроза и рака, если, конечно, его вовремя не обнаружить и не лечить. Около 1 — 2% населения в мире инфицированы вирусом гепатита С. В Беларуси на официальном учете стоят свыше 33 тысяч таких пациентов. Цифра хоть и меньше общемировых значений, но все равно тревожная, ведь в нее попадают и случаи, когда диагноз впервые ставится уже на стадии цирроза печени. Вне статистики — те, кто просто не подозревает о своей болезни. Или не спешит к докторам. «Нужно выходить «из подполья». В Беларуси есть высокоэффективное лечение от гепатита С», — призывает доцент кафедры инфекционных болезней БГМУ Дмитрий Данилов. Тем более что сотрудниками кафедры совместно с генетиками и клиницистами разработан инновационный подход. 



Долгое время основой борьбы с гепатитом С был интерферон, который воздействовал не на сам вирус, а на иммунную систему, помогая ей справиться с непрошеным гостем. Такое лечение было крайне дорогим, непросто переносилось, а его эффективность колебалась от 40 до 80%. И в мире начали активно изучать генетические особенности пациентов, пытаясь найти предиктор — параметр, который поможет спрогнозировать восприимчивость конкретного человека к лечению. Он был найден. Им оказался полиморфизм, то есть изменчивость, в гене интерлейкина 28В. Тестирование пациентов на его наличие вошло в мировые протоколы лечения. Но планка эффективности так и не поднялась выше 80%.

Дмитрий Данилов.
— Мы пошли дальше и решили найти дополнительные предикторы. И обнаружили сразу несколько, которые при взаимном влиянии друг на друга значительно повышают уровень прогнозирования. Процент благоприятного ответа на лечение у нас получался выше, чем обозначено в мировых протоколах. Это было сделано впервые, подобных данных нет ни в русскоязычной, ни в англоязычной литературе, — поясняет суть работы Дмитрий Данилов. 

Результаты инновационного проекта, над которым трудилась мультидисциплинарная команда, включая специалистов Института генетики и цитологии и Объединенного института проблем информатики НАН, запатентованы, опубликованы за рубежом и цитируются, в том числе на таком глобальном интернет‑ресурсе, как PubMed. На их основе разработана инструкция по применению, утвержденная Минздравом, метод внедрен в ряде лечебно‑профилактических учреждений. А Дмитрий Данилов регулярно получает письма с предложением поделиться накопленным опытом на международных конференциях. Интерес к новинке не угасает, несмотря на то, что генетическое прогнозирование последнее время не столь актуально. Дело в том, что лекарствам на основе интерферона пришла на смену новая генерация средств для лечения гепатита С — прямого противовирусного действия. У них высокая, около 97%, эффективность, хорошая переносимость и более доступная цена — благодаря тому, что дженерики, то есть аналоги, уже производятся в Беларуси. Однако для метода, разработанного нашими учеными, и тут есть своя ниша. 

— Новая группа лекарств действует на сам вирус, а не на иммунитет человека. Но при всех их плюсах у части пациентов отмечается резистентность, привыкание к ним — и лечение не приводит к успеху. Что тогда делать? Поэтому сейчас и идет бурное обсуждение насчет того, что от лекарств на основе интерферона отказываться рано. Их место — там, где новые лекарственные средства оказались неэффективны. И в этих случаях полученный нами генетический алгоритм будет с успехом использован, — смотрит на перспективу Дмитрий Данилов. Он, кстати, один из разработчиков программы по элиминации (устранению) гепатита С в Беларуси — сейчас она находится на утверждении в Минздраве. С ее проектом уже ознакомились эксперты ВОЗ.

Кто в зоне риска?

Вирус гепатита С передается через кровь. Какие ситуации потенциально опасны? В первую очередь, Дмитрий Данилов советует насторожиться тем, кому проводились переливания крови или другие медицинские манипуляции до 1992 года — в тот период тестирования на гепатит С еще не было. Стоит быть внимательными людям с отклонениями в биохимическом анализе крови: неуточненные подъемы АСТ, АЛТ, билирубина — повод лишний раз провериться. Не помешает это и тем, кто предпочитает делать косметические процедуры у мастеров на дому, где невозможно проследить за соблюдением всех гигиенических норм.

— Практически каждый пятый инфицированный перенесет болезнь в острой форме, и организм с ней справится без развития хронической формы. Острая инфекция может маскироваться под ОРВИ, слабость, недомогание — иногда с желтухой, например, пожелтением склер. Поэтому если у человека когда‑либо было нечто подобное — это повод сдать анализ anti‑HCV (на антитела к вирусу гепатита С). При этом выявление антител не означает стопроцентный диагноз: пациент мог быть инфицирован вирусом, однако хроническая форма не развилась,
— поясняет Дмитрий Евгеньевич. 

Глобальный скрининг пока не проводится, поэтому решение проблемы требует комплексного подхода со стороны эпидемиологов, инфекционистов, терапевтов, врачей общей практики. Из‑за того, что гепатит С может долго не проявлять себя, многие инфицированные живут с ним, теоретически представляя эпидемиологическую опасность до тех пор, пока случайно не попадут в поле зрения врачей. К сожалению, есть и такие, кто в курсе своего состояния, но встали на позицию отрицания лечения. 

— Сегодня гепатит С — курабельное заболевание. Полностью излечиться от вируса можно даже на стадии цирроза. Но надо понимать, что вирус уйдет, а цирроз — это уже морфологическое повреждение. Конечно, печень — самовосстанавливающийся орган и у части пациентов после лечения отмечается улучшение его функций. Но полное восстановление — крайняя редкость. Отсюда вывод: лечить гепатит С нужно как можно раньше!

Дмитрий Данилов обращает внимание: даже тот, кто успешно пролечился, не застрахован от инфицирования в дальнейшем. Увы, речи о формировании иммунитета тут не идет. Именно поэтому глобальная цель медиков — избавить от вируса популяцию в целом.

В Египте будьте осторожны

Страна пирамид — территория высокой инфицированности гепатитом С. 

— Из‑за того, что в свое время там обменными переливаниями крови лечили шистосомоз, с вирусом гепатита С к 40 — 50 годам повстречалось до 40% населения. Поэтому не стоит на отдыхе проводить косметические процедуры, особенно инвазивные, посещать парикмахерские, тату‑салоны. Малейший порез может привести к инфицированию, — предупреждает наш эксперт.

КСТАТИ 

С появлением отечественных дженериков стоимость лечения гепатита С уменьшилась почти в 10 раз. Причем значительная часть пациентов имеет возможность лечиться бесплатно — первоочередные категории оговорены нормативной документацией Минздрава. Всего за счет бюджета в прошлом году были таким образом пролечены свыше 1,5 тысячи пациентов, в этом году планируется еще около 5 тысяч.

vasilishina@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter