Наш оберег

Не один этнограф и знаток белорусского орнамента предупреждал: "Если возьмешься писать об орнаменте, который изображен на флаге Беларуси, будь осторожен - рисунок орнамента очень древний и в разные периоды истории обозначал понятия, возможно, совсем противоположные тем, которые мы видим в нем сегодня.
Не один этнограф и знаток белорусского орнамента предупреждал: "Если возьмешься писать об орнаменте, который изображен на флаге Беларуси, будь осторожен - рисунок орнамента очень древний и в разные периоды истории обозначал понятия, возможно, совсем противоположные тем, которые мы видим в нем сегодня. Если при расшифровке орнамента опираться на отдельно взятые факты и отрывочные сведения, то можно в такие дебри влезть, что и сам не рад будешь!" Однако противоречивых мнений, связанных с орнаментом, предостаточно, а целостного мнения об истории появления именно этого орнамента и именно на флаге Беларуси до сих пор так и нет. Стоп! А если ключом к разгадке тайны узора взять сам рисунок орнамента и из всего хаоса зрительных, фактологических и мифических нагромождений, связанных с ним, попробовать вычленить первооснову изображения?

Итак, в одном из мифов, будто бы рисунок орнамента на флаге связан с обрядом погребения, точки над "i" расставила сама жизнь. Действительно, когда орнамент в 1951 году впервые появился на флаге БССР, рисунок его был белым на красном фоне. Видимо, московские художники, разрабатывавшие окончательные эскизы "комплекта" флагов для всех республик СССР, просто не знали, как в зависимости от обстоятельств наши предки с Полесья носили тот пояс, с которого был взят орнамент. Чисто дизайнерское мышление подсказало им - для того, чтобы белорусский флаг "не выпадал" из всего видеоряда флагов других республик, орнамент надо изображать белым на красном фоне. Невдомек им было, что пояса с таким изображением (изнанкой наверх) было принято носить в дни скорби, а по праздникам, наоборот, - красный рисунок должен быть на белом фоне. Правда, это была такая надуманная история, что тогдашнее общественное мнение об этом не только не подозревало, но даже и не задумывалось... Тем не менее специалисты и ученые, которые разрабатывали нынешний флаг, учли все нюансы. Поэтому цветовое решение орнамента на флаге исключительно позитивное.

Миф второй - будто бы орнамент этот и вовсе не белорусский, а исключительно российский. Ну так говорить было допустимо еще лет 20 назад, когда литературы по культуре и археологии Беларуси не хватало, а зарубежная на эту тематику была недоступна. Всесоюзное издательство "Наука" издавало труды ученых, не выделяя особо открытия белорусских историков и искусствоведов. И складывалось впечатление, будто бы наш орнамент больше распространен в России, чем в Беларуси. На самом же деле элементы рисунка орнамента встречаются и у народов Прибалтики, Скандинавии, всей Западной и Восточной Европы, Сибири и даже в Южной Америке - помню передачу Генриха Боровика из Чили, в которой его снимали на фоне каменной стены, украшенной... изображениями центральной части того же орнамента, что и на нашем флаге. Объяснение этому очень простое - характерный рисунок ромба с "рожками" появился во времена мезолита (10 - 6 тыс. лет назад), еще в доиндоевропейский период истории землян. Уже тогда это было графически зашифрованное изображение рожаницы (по верованиям, наверное, всех людей каменного века, матери всего живого на Земле). Сохранились и более реалистичные изображения рожаниц. На неолитических петроглифах Чалмы-Варрэ, что на Кольском полуострове, рожаницы "рожают" как людей, так и... лосят. Женщины-лосихи здесь - символ жизни. Удивляться не надо - так представляли себе появление всего живого на земле наши наивные предки. Они думали, что и сами ведут свой род от какого-то животного: одни - от оленей, другие - от лосей, третьи - от медведей. Поскольку на нашем орнаменте "рожки" на центральном ромбе присутствуют, рисунок его, возможно, появился еще в те времена, когда на территорию современной Беларуси пришли первые после последнего оледенения Европы охотники на северных оленей (12 тыс. лет назад). Форма ромба, кстати, предполагает и свое природное происхождение - обрубленный бивень мамонта на срезе уже имеет естественный узор из ромбов, так что можно говорить, что одно из первых изображений, которым человек начал украшать орудия труда и быта, подражая природе, был и наш ромб... Это, конечно, в определенном смысле ответ тем, кто считает наш флаг "искусственным". Нет! Он несет в себе древнюю национальную и культурную традицию.

Перекрестье с четырьмя точками, что внутри ромба современного орнамента, появилось, когда предки начали заниматься земледелием. Примечательно, что в Китае иероглиф "поле" также представляет собой четырехугольник с перекрестьем внутри. Но наше "поле" к тому же еще и засеяно зернами - точками. Со времен неолита (4 - 2 тыс. лет назад) сохранились ритуальные статуэтки женщин со знаком засеянного поля на животе. С тех пор изображение рожаницы, кроме символа жизни, стало еще и символом плодородия. В вышивках это изображение дошло до нас в виде центральной части нашего орнамента и у славян отождествляется с богиней Ладой...

Вот так. Не из простого графического сочетания геометрических фигур состоит орнамент на флаге нашей страны. Он - не обыкновенное украшение полотнища, а элемент, несущий основную смысловую нагрузку всего стяга. Это - наш оберег. И честь и хвала белорусам, первыми "зарегистрировавшим" этот знак, дошедший от предков и ставший национальным символом.

P.S. Автор благодарен главному хранителю Музея древней белорусской культуры Светлане Беляевой, проводнику к тайнам белорусской символики.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter