Создание в Беларуси производства легковых автомобилей было идеей Лукашенко — задуманное уже реализовано

Народный — значит, свой

Создание в Беларуси производства легковых автомобилей было идеей Александра ­­Лукашенко, и задуманное лидером белорусского государства в стране реализовано

Сегодня Беларусь по праву считается автомобильной страной. Помимо грузовых машин, у нас выпускаются и легковушки. Причем речь не только о сборке. Все это стало возможным благодаря решению ­Президента организовать соответствующее производство. Глава государства инновационный проект взял под свой личный контроль. И сейчас «БЕЛДЖИ» — успешное предприятие. Наши машины с удовольствием покупают не только белорусы. За короткое время созданы уникальные компетенции, к которым многие страны идут десятилетиями. И движемся в ногу со временем. ­Президент поставил задачу к 1 января 2025 года выйти на серийное производство электромобилей.

Фото БЕЛТА
­­­
Президент Беларуси Александр ­­­Лукашенко:

— У меня была мечта построить свой легковой автомобиль. Она сбылась, с нашими друзьями. Самим нам долго пришлось бы идти. И вряд ли бы мы сделали, потому что мир в строительстве автомобилей ушел далеко. Помогли наши друзья. Дальше — только вперед!

Во время посещения СЗАО «БЕЛДЖИ», 19 января 2024 года.

Увидеть перспективу

19 января этого года ­Президент совершил рабочую поездку в Борисовский район, где посетил СЗАО «БЕЛДЖИ». Предприятие уже на протяжении ряда лет в сотрудничестве с китайскими партнерами производит легковые автомобили, которые успешно продаются как на внутреннем, так и на зарубежном рынке. Главная цель приезда белорусского лидера, как он это сам обозначил, — это перспектива. В первую очередь легкового автомобилестроения.

На сегодняшний день в стране работа по созданию отечественных легковых автомобилей ведется по нескольким направлениям. Прежде всего — это СЗАО «БЕЛДЖИ». Заводом получена лицензия на производство модели X50. Организована работа по импортозамещению ряда автокомпонентов и материалов на отечественные. В 2024 году запланировано получение лицензии еще на две модели. Согласовывается план модернизации завода для увеличения мощности до 120 тысяч автомобилей в год при двухсменном режиме работы.

Но давайте вспомним, с чего все начиналось.

Стратегическое решение

­­Президент понимал, что создавать самим с нуля легковой автомобиль — крайне тяжело. Поэтому была поставлена задача — найти страну, готовую помочь на основе собственных и наших технологий создать приемлемый автомобиль. Ею стала Китайская Народная Республика. Уже тогда белорусский лидер осознавал, что именно Китай становится законодателем автомобильной моды. Запуск собственного производства сравнивают с воплощением в жизнь проектов в космической сфере и строительством АЭС. Хотя некоторые тогда скептически отнеслись к такой идее. Ссылались на то, что роли в автопроме давно поделены, есть лидеры на рынке и войти в мировое русло производителей легковушек нереально. Но настойчивость и дальновидность ­­Президента всегда позволяют реализовывать самые амбициозные проекты. Так произошло и с освоением выпуска легковых автомобилей. Белорусы вместе с китайцами начали строить завод «БЕЛДЖИ». Объем инвестиций по бизнес-плану составлял около 318 млн долларов.
Александр ­­Лукашенко поставил задачу максимально снизить издержки. Правительству было поручено отслеживать перспективу развития предприятия, оценивать спрос на рынке, планировать выпуск новых моделей.
12 октября 2011 года Министерство промышленности Беларуси и корпорация Geely подписали Меморандум о развитии сотрудничества в сфере организации производства легковых автомобилей. 23 декабря того же года СЗАО ­«БЕЛДЖИ» зарегистрировано в Едином госрегистре юрлиц и ИП, а 30 декабря — в качестве резидента СЭЗ «Минск». 1 марта 2012 года заключен инвестиционный договор между Республикой Беларусь и инвесторами, а спустя 3 года СЗАО ­«БЕЛДЖИ» заключен контракт с генподрядчиком по строительству завода под ключ. ­­Президент лично контролировал ход реализации важнейшего инвестпроекта и был в курсе всех событий. Проект был взят, как говорится, на карандаш.


­­
Президент Беларуси Александр ­­Лукашенко:

— Мы будем производить те автомобили, которые пользуются спросом и которые вы производите сейчас. Пока я ­Президент, мы этот завод не бросим. Это мой ребенок отчасти. Будем его совершенствовать, растить, обучать и так далее. Это наше достояние. Мы это сделали и будем двигаться вперед.

Во время посещения СЗАО «БЕЛДЖИ», 19 января 2024 года.

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦА

Сергей Варивода, председатель правления автомобильной ассоциации «БАА»:


— Решение о создании крупного автозавода с углубленной локализацией производства оказалось на редкость прозорливым и своевременным. Стремительный рост доли китайских автомобилей на авторынке не оказался неожиданностью для СЗАО «БЕЛДЖИ». Это позволило не только своевременно обеспечить спрос и стабилизировать цены на авторынке, но и существенно нарастить экспорт в Российскую Федерацию. Сегодня отечественный автопроизводитель вносит весомый вклад в экономику страны, обеспечивает поступление валютной выручки, создает сотни новых рабочих мест как в производстве, так и в смежных с ним сферах деятельности.


ЦИФРЫ И ФАКТЫ

♦ Появление бренда «Белджи» позволило наладить в Республике Беларусь выпуск легковых автомобилей с высоким технологическим уровнем.

♦ За 2012 — 2022 годы предприятием произведено 125 190 автомобилей.

♦ С начала реализации проекта создано 1685 рабочих мест. 

♦ Сегодня списочная численность предприятия составляет 1355 человек, уровень среднемесячной заработной платы — 2090,8 рубля, что на 12 процентов больше, чем по Минской области.

♦ В декабре в Беларуси отмечены рекордные для 2023 года продажи новых автомобилей. Рынок новых автомобилей продолжил уверенный рост.

♦ Реализовано 3480 легковых и легких коммерческих автомобилей, в том числе 2907 легковых. Это является рекордным показателем в абсолютном выражении по количеству проданных машин за период 2022 — 2023 гг.

♦ Объемы продаж новых автомобилей в IV квартале 2023 года на 42 процента превысили совокупные продажи III квартала.

♦ Стабильно высокая доля рынка у отечественного автопроизводителя. Легковые автомобили, сошедшие с конвейера СЗАО «БЕЛДЖИ», обеспечили 71 процент дилерских продаж.

Собственный бренд

В прошлом году с конвейера предприятия «БЕЛДЖИ» сошла первая партия автомобилей BelGee X50. Это машина, выпущенная под собственным брендом завода. Это следующий уровень взаимодействия с компанией Geely.

Belgee X50.

Белорусский производитель получил право доступа к документации, сам может регулировать все процессы и диктует условия продаж. Этим путем идут все мировые фирмы. Все это позволит более самостоятельно позиционироваться на рынке как производителю автомобилей.
­­
Президент Беларуси Александр ­­Лукашенко:

— Произвести — не проблема, главное — продать. Правительству поручено разработать меры, которые позволят нам продавать хотя бы 60 тысяч автомобилей на внутреннем и внешнем рынках. Это небольшое количество, но 60 тысяч — прибыльная работа, хорошая заработная плата трудового коллектива.

Во время торжественного открытия завода «БЕЛДЖИ», ноябрь 2017 года.

Коммерческая сторона вопроса

Запуск сборочного конвейера означал только первый этап в истории производства белорусских легковушек. Ведь как бы ни было сложно выпустить достойный продукт на рынок — продать его еще сложнее.

Для повышения доступности машин в стране разработали различные варианты: были открыты кредитные линии с отсрочкой платежа, появились лизинговые программы. И сегодня Geely по праву считается народным белорусским автомобилем. Очевидно, что местное автопроизводство дает много выгод покупателям. В первую очередь гарантии качества продукции и обеспечения запчастями для послепродажного обслуживания. Автомобили, сошедшие с конвейера белорусского завода, отвечают всем требованиям качества, предъявляемым рынком к современной продукции автопрома. В том числе лакокрасочного покрытия кузовов автомобилей, что особенно актуально для Беларуси с ее климатом и условиями эксплуатации. В линейке автопроизводителя есть и статусные, флагманские модели, но в целом отечественный автомобиль вполне по карману белорусам.
В прошлом году СЗАО ­«БЕЛДЖИ» удалось нарастить объемы производства и продаж. По итогам 2023‑го обеспечен выпуск около 68 тысяч автомобилей, в том числе для внутреннего рынка — 15 тысяч, что значительно выше уровня 2022-го года.

Заместитель Премьер-министра Беларуси Петр Пархомчик:


— Если в 2022 году заводом произведено 25 тысяч автомобилей, то в ­2023-м — около 68 тысяч. Что касается продаж, то на российский рынок экспортировано практически 80 процентов. При этом мы видим хорошие перспективы для наращивания объемов продаж легковых автомобилей в данный регион. Кроме того, растет спрос на отечественный автомобиль и на внутреннем рынке. По итогам продаж в 2023 году автомобили СЗАО «БЕЛДЖИ» заняли 1‑е место.
Пожалуй, один из ключевых вопросов для всех машиностроительных предприятий страны сегодня — локализация. Посещая СЗАО «БЕЛДЖИ» 19 января этого года, Глава государства еще раз акцентировал внимание, что надо самим производить больше. Александр ­Лукашенко отметил, что перспектива за строительством на территории завода кузовного цеха. ­Президент пояснил, что в плане локализации при производстве отечественных автомобилей будет делаться не только все, что возможно, но также учтут, чтобы при этом продукция была конкурентоспособной на рынке.
­­
Президент Беларуси Александр ­­Лукашенко:

— Сейчас мы уже созрели, чтобы делать автомобиль по максимуму белорусский. Мы смотрели ряд комплектующих, за которые наши предприятия взялись.

Во время посещения СЗАО «БЕЛДЖИ», 19 января 2024 года.

Очевидные преимущества

Безусловно, что у такой страны, как Беларусь, должен быть свой легковой автомобиль. Наличие собственного автопроизводства позволило, например, нивелировать шок предложения новых автомобилей, который возник в 2022 — 2023 годах. Через владельческий контроль за автопроизводителем государство эффективно управляет ценами на рынке новых легковых автомобилей. Такой механизм гораздо эффективнее прямых запретов или ценовых ограничений. В силу высокого уровня конкуренции на авторынке импортеры вынуждены подстраиваться под уровень цен местного производителя или рискуют рынок потерять.

Что касается народной любви, то сама за себя говорит статистика продаж. Автомобили, сошедшие с конвейера СЗАО ­«БЕЛДЖИ», обеспечивают более половины продаж дилерского рынка, причем в некоторые месяцы доля достигала 80 процентов. Путь к сердцу автолюбителя непрост. Популярные западные марки искали его десятки лет. Наш автопроизводитель только в начале пути за предпочтения и любовь покупателей.

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦА

Геннадий Свидерский, директор СЗАО «БЕЛДЖИ»:

— Для страны это один из немногих машиностроительных заводов XXI века. Поскольку здесь есть автоматизированные системы управления производством и качеством. Применены самые современные решения организации производства, что может быть масштабировано и на других предприятиях. В 2018 году, освоив выпуск трех моделей, мы набрали людей, обучили их и приступили к серийному производству. Но не все было так просто. В серийном производстве, где надо выпускать 15 машин в час, важны все мелочи. И особенно трудно нам давалась ­окраска. Надо было решить ряд технических вопросов, чтобы были чистый воздух, чистая вода и квалифицированный персонал. В течение года все вопросы были решены — и мы вышли на устойчивый серийный выпуск машин. В 2020‑м нас ожидало новое испытание. Надо было поставить на серийное производство новые модели автомобилей. А это совпало с пандемией, когда была затруднена логистика. Пришлось дистанционно вести подготовку к запуску новинок. Но мы со всем справились, и тогда появились Coolray, Atlas Pro. Сегодня мы современное предприятие с профессиональным коллективом. Но нельзя почивать на достигнутом, а нужно идти вперед. Поэтому мы работаем над тем, чтобы модернизировать производство, расширить мощности. Запланировали ряд мероприятий, связанных с модернизацией окраски и сварки.


­­
Президент Беларуси Александр ­­Лукашенко:

— Ваша задача — к 1 января 2025 года вы должны в основном все это сделать.

О задаче Правительству по производству электромобиля на базе Belgee X50, поставленной во время посещения СЗАО «БЕЛДЖИ», 19 января 2024 года.

В стиле электро

На СЗАО «БЕЛДЖИ» 19 января 2024 года Александру ­Лукашенко доложили об итогах работы Национальной академии наук и Министерства промышленности в части разработки и создания электромобиля на базе платформы автомобиля «БЕЛДЖИ», а также продемонстрировали опытные образцы. ­
Президент сделал акцент на сроках запуска производства отечественного электромобиля, подчеркнув, что времени на раскачку нет и надо шевелиться, пока в мире тренд на такие машины и спрос растет.

Базироваться электромобиль будет на кузове первого белорусского автомобиля Belgee X50. Здесь же, на предприятии «БЕЛДЖИ», планируется выполнять сварочные работы, окраску и другие операции, которые уже освоены в производстве обычного легкового автомобиля. Это позволит минимизировать затраты.

Отметим, появление идеи о создании белорусского электромобиля было связано с принятым Главой государства решением по строительству Белорусской атомной электростанции. Стало понятно, что в скором времени в стране появится дополнительное электричество, которое нужно будет эффективно использовать. Одно из направлений — создание современного электротранспорта, ведь Беларусь уже на тот момент имела достаточно компетенций для этого.
Кроме того, электротранспорт перспективен и с точки зрения экологичности, что также позитивно отразится на жизни людей и внесет вклад в улучшение мировой экологии. Плюсы очевидны.

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦА

Генеральный директор Объединенного института машиностроения НАН Сергей Поддубко:

— В 2017 году продемонстрировали наш первый электромобиль на шасси Geely. Это был первый опыт, поэтому привлекали к участию в его создании сторонние белорусские компании, и удалось его успешно сделать. Наработали большой опыт, и это стало многообещающим началом пути. С тех пор сделан большой рывок: сами разрабатываем электродвигатели, систему электронного управления — инвертор. Своими силами собираем батареи. Кроме того, создали базу для испытаний всех блоков электромобиля. Сегодня уже имеем компетенции в части разработки и создания опытных образцов всех компонентов электропривода для транспорта. Причем речь идет о современных образцах. Сейчас стоит задача локализовать тяговый электропривод, двигатель, электронику и батарею. Степень разработки очень высока. Вопрос заключается в том, чтобы освоить эти процессы технологически. Производство компонентов — это экспорт. Например, в России на это есть большой спрос. И сейчас открываем для себя новую нишу. К этому процессу активно подключились белорусские предприятия: ОАО «Могилевлифтмаш» и ОАО «Полесьеэлектромаш» создают сегодня электродвигатели, ОАО «Измеритель» — электронику для электрокаров. Также работаем с МАЗом, BKM HOLDING, БЕЛАЗом по созданию разных видов электротранспорта: делаем дизайн-проекты, расчеты для предприятий, проводим виртуальные испытания.

Движение вперед

♦ В последние годы автомобильная промышленность Беларуси набирает обороты. Отрасль получила новый вектор развития и в ближайшее время будет прирастать дополнительными проектами и мощностями.

♦ На фоне санкций со стороны недружественных стран предстоит решить масштабные задачи — не только сформировать условия для насыщения внутреннего рынка автомобилями, но и обеспечить локализацию их компонентной базы. Реализация этих направлений станет залогом дальнейшего успешного развития автопрома.

Комфортно и надежно

♦ Благодаря проводимой в стране социально-экономической политике доходы населения постоянно растут. Это подтверждает и проведенный анализ Научно-исследовательского экономического института Минэкономики достижений социально-экономического развития Республики Беларусь за последние 30 лет.

♦ Повышение благосостояния населения отразилось не только на первоочередных нуждах: все больше людей могут приобрести то, что раньше было труднодоступным и било по кошельку.

♦ Например, обеспеченность белорусов легковыми автомобилями увеличилась более чем в 5 раз.

♦ Данные Национального статистического комитета свидетельствуют, что на конец 2022 года в личной собственности граждан находилось 2 млн 974 тысячи 303 легковых автомобиля. Проще говоря, у каждого третьего белоруса есть своя машина.

♦ В среднем в 2022 году на 1000 жителей в стране приходилось 323 легковых автомобиля. Самый автомобилизированный регион — Гродненщина.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter