История одной фотографии народного артиста Беларуси Михаила Дриневского

Народная песня

Концерт закончился, аплодисменты затихают. На сцене, выхваченный камерой Евгения Коктыша, руководитель и дирижер Национального академического народного хора имени Цитовича Михаил Дриневский.

В музыкальной среде он давно личность легендарная. Его фамилию произносят почтительно, с придыханием. В своем деле он давно классик, о чем свидетельствуют многочисленные награды и звания. Хор Цитовича, которым он руководит больше сорока лет, успешно гастролирует по самым престижным международным песенным фестивалям.

Поздняя ночь. В огромном черно-синем окне мелкие и далекие звезды. Под окном ходит часовой в светлом тулупе, с поднятым высоким воротником, на плече автомат, а на ремне штык-нож. Под сапогами скрипит снег. Я, рядовой Советской Армии, рисую панно к празднику. У меня есть горячий чай. Я устал, хочу есть и спать, но работа не кончается. На столе стоит радиоприемник. Поворачиваю ручку настройки. Красная черточка антенны движется по названиям городов справа налево. Шум, треск иностранная речь, обрывки музыки, новостей, и вдруг очень чисто, высоко и ярко звучит песня. Я замираю от женских голосов, испуганно и пораженно отдергиваю руку от приемника. А хор поет про туман, лес и росу. И мне кажется, что я бреду по высокой траве к реке, что в тумане остался дом с родными людьми. Роса холодная и блестит. На примятой траве остается мой темный след. Но скоро я услышу реку, ее тихий голос... Радиоприемник подарил мне белорусскую народную песню «Каля лесу туман...». Песня заканчивается, она короткая, а у меня глаза мокрые. Все это происходило в Москве, за девятьсот километров от дома, в большой мастерской, под окнами которой скрипел снегом часовой.

«В исполнении важна не только правильная подача звука, но и особая интонация. Зритель это чувствует, и здесь не сфальшивишь. У каждого народа свои особенности в хоровом пении, у нашей народной песни они тоже есть...» – говорил Михаил Дриневский в одном из своих интервью.

Я слышал много народных песен в исполнении самых разных коллективов. Но хор Цитовича отличается и выделяется всегда. Именно неповторимой и какой-то удивительной интонацией. Его песни прошибают насквозь, заставляя вспомнить что-то очень свое, родное, дорогое и близкое.

Уже много лет, когда хочу вызвать хорошие воспоминания, пробую напевать «Каля лесу туман...». Ясное дело, что получается не очень, но песня работает. И я вижу и реку, и лес, и себя, бредущего по высокой траве, густо обсыпанной холодной росой.

ladzimir@tut.by

Фото предоставил Евгений КОКТЫШ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter