В минском театре оперы и балета впервые после реконструкции прошла адаптированная для новой сцены постановка оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского. Это сложнейшее произведение, над которым композитор работал последние девять лет своей жизни, так и не было закончено. Тем не менее даже в таком, черновом, варианте эта «народная музыкальная драма» (как назвал ее сам Мусоргский) стала настолько значительным событием в мировой музыке, что за ее завершение в разное время брались многие прославленные композиторы. В результате существует несколько версий «Хованщины», в том числе Римского–Корсакова, Стравинского, Равеля, Шостаковича...
Однако главная сложность опер Мусоргского для постановки заключается в их необычайной масштабности. Помимо десятка главных героев со сложнейшими партиями, в «Хованщине» заняты буквально толпы разного поющего и танцующего народа.
Аншлаговый спектакль нашего оперного театра был впервые поставлен в 2003 году Маргаритой Изворска–Елизарьевой. В нынешней версии, адаптированной для реконструированной сцены под руководством нового главного режиссера театра Михаила Панджавидзе, сохранилась оригинальная сценография. Масштабные декорации спектакля восстанавливают образы Москвы XVII века: Кремль, Красная площадь, православные храмы... Массовые сцены по–прежнему захватывают эмоциональным накалом. Особенно удались режиссеру эпизоды гулянья стрельцов и их призыв к Ивану Хованскому вести их в бой против петровского войска, а также трагическая песнь народа о тяжкой судьбе Руси. Но больше всего зрительских аплодисментов досталось исполнителю роли Хованского Олегу Мельникову, а также Станиславу Трифонову (боярин Шакловитый) и Оксане Якушевич (старообрядчица Марфа). Завершила спектакль десятиминутная овация.
Евгений ВВЕДЕНСКИЙ.
Фото Михаила Нестерова.