Народная артистка Беларуси Тамара Миронова: «Одной жизни мне мало»

О ее веселом нраве говорят все, кто с ней работает. А еще она никогда не боится быть некрасивой или нелепой — но только в кино или на театральной сцене. Тамара Миронова вообще ничего не боится в творчестве. Даже небольшие ее работы зрители всегда встречают с восхищением. А критики — с уважением к природному таланту. За почти полвека в профессии актриса воплотила десятки образов в театре и кино, и не важно, то был краткий эпизод или ведущая роль — она выделялась всегда. В этом году Тамара Миронова получила звание народной артистки Беларуси, а два года назад отметила красивый юбилей. Сегодня Тамара Васильевна — гостья нашей рубрики. И вместе с ней мы вспоминаем самые неожиданные факты ее биографии.


Итак, знали ли вы, что…

1 ...Тамара Миронова родилась и выросла в Вильнюсе

— В конце Великой Отечественной войны мама окончила техникум по специальности «техник-акушер». Тогда Литва только-только присоединилась к Советскому Союзу и многих отправляли в Прибалтику на работу. Там, в Вильнюсе, мама вышла замуж. В 1950‑м на свет появилась я. С папой мама вскоре разошлась, воспитывала меня одна. Отношений с отцом мы не поддерживали. Первый раз увидела его, когда мне исполнилось шестнадцать. Обиды не было. Какие эмоции испытала? Просто пожалела.

2 …как-то мама закрыла будущую народную артистку дома, чтобы она не поехала подавать документы в театральный

— Было и такое, да. Если честно, даже не помню, когда захотела стать артисткой. Очень любила книги, радиопостановки, все время жила жизнью этих героев. И это длится до сих пор, кстати. Одной жизни мне мало, все время проживаю чужие… Мама была против того, чтобы я поступала в театральный. Почему-то считала, что это не сделает меня счастливой. Вообще, она очень долго не принимала моей профессии. Хотя приезжала, смотрела спектакли, но никогда ничего не говорила. Но где-то в душе, думаю, ей было приятно.

3 …у Тамары Мироновой нет диплома о высшем образовании

— Когда я все же подала документы в театральный, в приемной комиссии сказали: «Сдвиньте зубы, у вас беда со свистящими звуками. Поправьте — и приезжайте на следующий год». И я решила идти в педагогический. Писала, правда, ужасно, с огромным количеством ошибок. Хотя читала много. Кое-как написала сочинение на тройку, с остальным проблем не было. В общем, поступила в Вильнюсский педагогический институт на факультет русского языка и литературы. Но диплом педагога так и не получила, хотя институт окончила. Чтобы получить допуск к диплому, нужно было пройти обязательную практику в литовской школе. А я к тому моменту уже перевелась на заочное, потому что меня взяли в театр. И получалось, нужно было на месяц-полтора уйти из театра, чтобы пройти практику. Я выбрала театр.

Спектакль «Чакана гучна i да болю блiзка».

4 …самостоятельно выучила белорусский язык

— Ну не совсем самостоятельно, конечно, у меня были прекрасные педагоги. Я тогда работала в Даугавпилсе в театральной студии. И на гастроли в город приехал театр из Бобруйска. Руководители пришли в студию, чтобы набрать актеров. Три дня нас смотрел худсовет. И меня взяли. Так осенью 1973‑го я переехала в Бобруйск, где следующие 15 лет играла в областном театре драмы и комедии. Играла и характерные роли, и мальчиков, и девочек, и грибочков, и зайчиков — все на свете. Белорусский учила с нуля. Как-то на читке одно слово прочитала так, что вся труппа легла от смеха. Но когда мы закончили, автор пьесы Алесь Петрашкевич сказал, что у меня самое лучшее произношение. И опять все захохотали…

5 …переехала в Минск, чтобы стать артисткой экспериментального театра «Дзе-Я?»

— Первые три года работы в бобруйском театре летала как сумасшедшая. Любила все. А потом почувствовала, что стало неинтересно… Но забеременела, родила ребенка, и это меня спасло. Затем вернулась к работе и поняла, что точно пора уходить. Но тут в театр пришел режиссер Виталий Барковский. И начал ставить прекрасные спектакли. Я забыла о том, что собралась уходить, и все закрутилось по новой. Потом началась перестройка, Барковский вместе с Николаем Труханом захотели сделать свой театр. Они уехали в Минск и через время позвали меня с собой. В Бобруйске у меня было все: хорошая квартира, обещали звание. Но я все бросила и поехала.

Спектакль «Павлинка».

6 …в годы работы в театре «Дзе-Я?» попала в больницу с нервным истощением

— Начало 1990‑х было, с одной стороны, счастливым временем, с другой — трудным. Чтобы как-то выживать, мы брали осветительные приборы, которые кто-то где-то находил, ехали показывать спектакль, например, в училище и получали за это какую-то денежку. Так и жили. Трухан был худруком и директором театра, я — его правой рукой. Работала и как актриса, и как режиссер. Потом Трухан выбрал другой путь, неинтересный для меня. А я поняла, что нужно заканчивать эту историю. Но все пошло не по плану. Трухан умер, и его спектакли вдруг стали не нужны... Я же хотела, чтобы люди, которые будут работать в этом театре, знали, кто его создатель… И стала исполнять обязанности худрука. Но слишком многое взяла на себя, не сумела распределить обязанности, решала все проблемы, которые в театре возникали… Мне это оказалось не по силам.

7 …в Купаловский театр пришла по приглашению Валерия Раевского

— Я долго не могла решиться на то, чтобы оставить театр «Дзе-Я?». Да и куда уходить? Но как-то у Алексея Дударева на репетициях «Трибунала» мы познакомились с Валерием Раевским. Он сказал, что есть ниша для меня в Купаловском. Пришла к нему. Спрашиваю: «Когда показ?» На что Раевский ответил: «Не надо показываться, иди сразу оформляй документы. Потому что если ты будешь показываться, худсовет тебя точно не примет». Однако при всей его расположенности ко мне роли он мне дал не сразу. Так что на сундуке в «Павлинке» я посидеть тоже успела.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter