Написанное останется

Единственная и неповторимая. На столь высоком счету пребывает полоцкая Спасская церковь...

Единственная и неповторимая. На столь высоком счету пребывает полоцкая Спасская церковь. Аналогов ей нет ни в стране, ни за рубежом. И это не патриотичная риторика. Уникальность церкви подчеркивает Владимир Сарабьянов, главный искусствовед, бригадир команды реставраторов межобластного научно–реставрационного художественного управления при Министерстве культуры России. Реставратор с более чем 30–летним стажем специализируется на памятниках архитектуры XII века. С конца 2006 года вместе с коллегами из Москвы Владимир Дмитриевич работает в церкви Святого Спаса на раскрытии фресок, написанных 800 лет назад, еще при жизни преподобной Евфросинии, но скрытых под наслоениями более позднего времени. Специалист говорит, что живопись сохранилась на сто процентов — среди аналогичных объектов XII столетия случай редчайший в мире.


В конце апреля московские реставраторы вернутся в Полоцк, чтобы продолжить работу над возращением граду и миру шедевров искусства. Пока же бригада работает в Новгороде. Там, на лесах Софийского собора, корреспондент «СБ» застал Владимира Сарабьянова и расспросил, когда же наконец мы увидим во всей красе фрески Спасской церкви.


— В конце 2006 года, когда меня пригласили работать, белорусским Правительством и православной церковью были определены довольно стремительные планы: ускорить раскрытие фресок. Дело в том, что наш предшественник, минский реставратор Владимир Ракицкий, трудился в одиночку, и работа шла медленно.


— Почему на помощь позвали именно вас?


— Нас пригласили сделать пробные работы в декабре 2006 года. Тогда было очень холодно, но за пару дней мы провели первые расчистки фресок и представили результаты Белорусской республиканской научно–методической раде по вопросам историко–культурного наследия при Министерстве культуры. Рада доверила нам продолжение работ.


— Тем не менее в обществе возникло определенное недоумение по поводу приглашения «варягов» из Москвы...


— Насколько мне известно, привлечь нас в Полоцк предложили иерархи Белорусской православной церкви. Наша бригада специализируется на древней живописи, имеется опыт работы на памятниках XII века в Новгороде, Пскове, Старой Ладоге, аналогичных полоцкой церкви. Постоянно реставрируем фрески в соборах московского Кремля. Всего бригада задействована на 30 объектах. У каждого специалиста серьезный стаж — у некоторых до 40 лет, еще с советских времен. В вашей стране, пожалуй, только у Ракицкого есть такой опыт.


— Полоцкий храм считается уникальным, так как единственный целиком сохранился в Беларуси со столь далеких времен. А в мировом искусстве он чем–то особенен, имеет ли аналоги?


— Полоцкие фрески схожи с живописью Антониева и Юрьева монастырей в Новгороде, Георгиевской церкви и Успенского собора в Старой Ладоге, но ближе всего к ним роспись Спасской церкви Мирожского монастыря в Пскове. Полоцкий и псковский храмы уникальны по полноте представленной живописи и ее сохранности. Фактически мы имеем дело с памятниками, которые позволяют совершить путешествие в XII век — представить по фрескам, во что верили наши предки, как представляли себе мироздание. Полоцкая Спасская церковь вмещает в себя весь космос человека древнерусской эпохи. Даже в матери городов русских Киеве не уцелели росписи ни одного храма того же времени в столь полном объеме. В Новгороде существует около десятка храмов XI — XII веков, но живопись в них сохранилась лишь на незначительной площади — 50 — 150 квадратных метров. В полоцком же соборе совершенно нет утрат.


— Какую площадь охватывает живопись Спасского храма и сколько еще предстоит раскрыть?


— Владимир Ракицкий до конца 2006 года раскрыл около 200 квадратных метров. Но из–за того, что работал в одиночку, на это ему понадобилось полтора десятилетия. Наша бригада, в которой постоянно трудилось от пяти до семи человек, за три сезона раскрыла 300 метров. Осталось еще 500.


— Сколько еще необходимо времени, чтобы завершить работу?


— Реставратор раскрывает за день примерно 20 дециметров живописи. Однако мало раскрыть роспись, нужно еще укрепить ее, возобновить фрагментарные утраты. Кроме того, следует не только раскрыть древнюю живопись, но еще укрепить конструкции храма, провести археологические изыскания. По крайней мере, вокруг церкви на глубине одного метра залегает культурный слой — древнейший на белорусской земле. Придется понизить грунт и раскрыть цоколь храма, если мы говорим о комплексном восстановлении облика церкви XII века. Все это требует времени. Но в прошлом году к нам присоединилась бригада из «Минскреставрации» — дело пошло быстрее. Если финансирование будет стабильным, то за пять–шесть лет управимся.


Спешка ни к чему


В нынешнем мае исполняется 100 лет со дня перенесения из Киево–Печерской лавры в Спасский собор мощей преподобной Евфросинии. Будет ли в храме, основанном преподобной, что–либо восстановлено специально к дате?


— К юбилею никаких специальных работ не приурочено. В 2012 году город отметит 1150–летие со дня рождения. Вот к этому времени стоит задача завершить работы по реставрации живописи Спасского собора, — Николай Ильюшенок, заместитель председателя Полоцкого горисполкома, предполагает, что уложиться в сроки удастся. — Однако тут главное — не к юбилею успеть, а не навредить. Мы имеем дело с памятником всемирного значения. Конечно, все будет зависеть от финансирования работ. Необходимо 3 миллиарда 900 миллионов рублей, чтобы раскрыть древние фрески. Однако в прошлом году реставраторы располагали лишь 350 миллионами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter