Надо чаще встречаться

Под занавес года в законодательстве произошли изменения, которые даже самые осторожные в оценках чиновники называют не просто либеральными, а реформаторскими и даже революционными. Речь о Декрете Президента № 8...
Под занавес года в законодательстве произошли изменения, которые даже самые осторожные в оценках чиновники называют не просто либеральными, а реформаторскими и даже революционными. Речь о Декрете Президента № 8.

«Нормы Декрета исключают бюрократическое вмешательство в процедуру регистрации бизнеса», — объяснили суть документа в Минюсте. Отсутствие подобного «вмешательства», как оказалось, дорогого стоит. Пройти все регистрационные процедуры с 1 января можно будет в 4 раза быстрее (5 дней вместо 20). А сам процесс станет заявительным. За содержание документов, представленных для открытия фирмы или ИП, ответственность будет нести тот, кто их подал. Раньше все сведения скрупулезно и порой дотошно выверяли чиновники и лишь потом выносили вердикт «разрешить или отказать». Теперь им не придется тратить столько усилий и времени, а бизнесменам не будет нужды томиться в ожидании.

Декрет № 8 содержит и другие, безусловно, прогрессивные новации. Плата за вход в бизнес (минимальные размеры уставных фондов предприятий) уменьшается в два раза. А выход из дела станет наконец возможным через «одно окно». Предприятию или ИП надо будет собрать печати, штампы, свидетельство о регистрации, ликвидационный баланс и прочие бумаги и подать их в регистрирующий орган. Все. Налоговую, «таможню» и все остальные инстанции этот орган уведомит о ликвидации сам. Обмен необходимыми документами будет происходить внутри госаппарата. Беготня предпринимателя от порога одного учреждения к дверям другого должна прекратиться. Это настоящий прорыв. Ведь сегодня на ликвидацию предприятий в некоторых случаях уходит по 5 — 7(!) лет. При этом у собственника ликвидирующейся фирмы связаны руки: начать новый бизнес, не закрыв старый, нельзя по законодательству. Мера при такой громоздкости ликвидационной процедуры, надо признать, драконовская. Но с введением «одного окна», как ожидается, бизнесменам–ликвидаторам больше не будет мучительно больно за бесцельно потраченные годы.

Но и это еще не все. Помимо упрощений в законодательстве, в следующем году изменится и техническая сторона административных процедур. Документооборот наконец начнет принимать электронную форму. В январе будет запущена в эксплуатацию автоматизированная система, которая свяжет между собой базы данных госорганов. Личные контакты предпринимателей и чиновников станут реже, зато вопросы будут решаться оперативнее. В Минюсте даже полагают, что постановку нового предприятия на учет в исполкоме, налоговой, органах статистики, госстрахе реально сократить до одного дня.

А время — об этой простой истине почему–то иногда забывают — деньги. Что рельефно показал Декрет № 6, вступивший в силу в 2006 году. Он, напомню, существенно упростил некоторые административные процедуры. Эксперты Международной финансовой корпорации подсчитали (и, кстати, указали методологию подсчета), что экономический эффект от действия документа составил до 25 миллионов долларов в год. Надо полагать, «реформаторский» Декрет № 8 принесет экономике и бюджету еще большие дивиденды. При этом разработчики декрета — специалисты Минюста — не намерены останавливаться на достигнутом. Можно ожидать новых инициатив в части упрощения регистрации и ликвидации бизнеса.

Несомненно, это сделает деловой климат в стране более теплым и улучшит позиции Беларуси в различных международных рейтингах. Однако стоит заметить, что между входом в бизнес и выходом есть еще и такое состояние, как работа в нем. Улучшение трудовых будней предпринимателей не входит в компетенцию Минюста. Инициативу здесь должны проявить отраслевые министерства, налоговые органы, исполкомы, Минэкономики... Задачу ввести Беларусь в число 25 стран с лучшим в мире бизнес–климатом, озвученную на ноябрьском совещании Президента с Правительством, можно выполнить только общими усилиями.

И безусловно, действия чиновников должны учитывать чаяния и замечания представителей предпринимательского сектора. Команда разработчиков Декрета № 8 постоянно консультировалась с бизнес–структурами. Это общение, как отмечают в Минюсте, помогло увидеть и устранить многие бюрократические барьеры и нестыковки.

Не исключаю, что во время подготовки Указа № 760 контакт с деловыми кругами был не столь плотный. Поэтому некоторые его нормы сегодня и вызывают вопросы в среде ИП. На днях, кстати, предприниматели высказали свою позицию по поводу перерегистрации в частные унитарные предприятия на встрече с представителями Парламента, Минэкономики, Минтруда и Государственного таможенного комитета. По их мнению, не всем ИП новая форма окажется по карману. А запрет для «индивидуалов» нанимать других работников, кроме членов семьи и близких родственников, искусствен и может ухудшить ситуацию с безработицей. Представители государства приняли эти аргументы к сведению...

Вероятно, этот предновогодний диалог получит продолжение во взвешенных решениях. Урок, мне представляется, таков: работая над улучшением бизнес–климата, нельзя забывать о бизнесе.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter