Рассказ о самом крупном аэродроме Минской области

Надежный щит Мачулищей

Рассказ о самом крупном аэродроме Минской области

В предыдущих публикациях мы исследовали тему белорусских военных аэродромов на примерах Гродненской и Витебской областей («Был только МиГ», «Небо их помнит», «СБ» за 5 и 12 июля). Сегодня — рассказ о самом крупном аэродроме Минской области — мачулищанском.


...Тишину внезапно прерывает пронзительный гул турбин. На аэродроме один за другим садятся десятки самолетов и вертолетов. Редкая сейчас картина... Хотя в советское время она была типичной. Сейчас разве что такие мероприятия, как подготовка к военному параду, нарушают здешнюю тишину. Вот и в этот раз ближайшая к Минску авиабаза, где нынче заправляют военные, в очередной раз стала отправной точкой для праздничной авиатехники. Но такое оживление в местном небе длится чуть больше недели... А в будничное «межсезонье» старожилы военной авиации с грустью посматривают в сторону взлетно–посадочной полосы, капониров и ангаров, авиационных памятников. И лишь вздыхают: былого величия уже не вернешь.


Подполковнику в отставке Анатолию Моисееву — 77. Нынче он возглавляет минское районное отделение Белорусского общественного объединения ветеранов. В советские годы — штаб мачулищанской войсковой части 75367. Это подразделение прямого отношения к авиации не имеет. Однако без его присутствия нечего было бы делать в Мачулищах и тяжелым дальним бомбардировщикам.


— О нашем соединении раньше в открытом доступе вы ничего бы не нашли. Подобные немногочисленные части носили условное название — ремонтно–технические базы. Хотя, по сути, это были войсковые склады ядерных бомб. От края взлетно–посадочной полосы к подразделению вела рулежная дорожка. Самолеты останавливались на специальных стоянках, под каждой из которых были сделаны ямы. Проблема в том, что закатить ядерное оружие прямо под самолет было нельзя. Поэтому для начала его спускали в подобное углубление. Сама же часть охранялась тщательнейшим образом. На подступах делали и контрольно–следовую полосу, и вышку для часовых... Локальная зона была ограждена сеткой. Днем там включалось напряжение в 220 вольт, ночью — в 2,5 тысячи. И зверье, бывало, там гибло. Даже люди, — вспоминает Анатолий Моисеев.


Носителем ядерного оружия с 1969 года стал 121–й отдельный гвардейский Краснознаменный Севастопольский тяжелый бомбардировочный авиаполк. С аэродрома «Мачулищи» периодически взлетали «тушки» дальней авиации и брали курс на север великой и могучей державы.


— СССР и США тогда вели «холодную войну» и то и дело угрожали друг другу ядерными ударами. Однако наши самолеты напрямую долететь до Америки не могли. Им требовалась дозаправка. Поэтому в Заполярье стали делать так называемые аэродромы «подскока». В Воркуте, Анадыре, Тикси, на острове Среднем в Карском море. Один из командиров полка гвардии полковник Алехнович, кстати, на Крайнем Севере в свое время разбил при взлете со льдины свою «тушку»... А одновременно с этим ледоколы подвозили бочки с топливом. Их до сих пор на этих архипелагах хоть пруд пруди... Кроме того, задачей 121–го полка была радиоразведка. Спутников тогда ведь не было. За американскими авиационными ударными группировками, шедшими по нейтральным водам, приходилось следить именно с самолетов.


У 121–го отдельного тяжелого бомбардировочного авиаполка был верный сосед. Он родился в 1950 году. За два дня до Нового года в Мачулищах началось формирование 201–го истребительного авиационного полка противовоздушной обороны. Истребители МиГ–15, а впоследствии Су–9 и МиГ–23 осуществляли прикрытие Минска. Эти два полка и покинули военный городок друг за другом — с разницей в месяц. Было это летом 1994 года.


— Скажем, полк дальней авиации ушел в российский Энгельс. Когда командир эскадрильи подполковник Михаил Лысенко крайним поднимал свой самолет, люди плакали. На борту было написано: «Прости нас, белорусская земля. Не мы тебя с Россией разлучили. Мы, как Россию, берегли тебя и, как Россию, мы тебя любили», — эмоционален Анатолий Моисеев.


Сюда же на постоянное место жительства с соседних окраин Минска — аэродрома в Липках, где сейчас хозяйничают спасатели, — перебралась 50–я смешанная авиационная база. 33 года назад она служила для интернациональной помощи афганскому народу, а нынче участвует в учениях, парадах, перевозит высших должностных лиц стран, транспортирует грузы, помогает десантникам и спецназовцам. До 2003 года здесь базировался и грузовой авиаперевозчик нашей страны — компания «Трансавиаэкспорт». Впрочем, это уже не история, а настоящее.


Интересные факты об аэродроме «Мачулищи»


Размер местной взлетно–посадочной полосы — 2.992 метра, ширина — 56 метров.


Именно с Мачулищей свой последний вылет совершил дважды Герой Советского Союза командир 58–й авиационной бригады ВВС Сергей Грицевец. Спустя час — практически сразу после посадки на аэродроме в Болбасово — его И–15 был протаранен истребителем.


В Мачулищах располагалось хранилище топлива на 300 тонн — самое крупное во всем Западном военном округе.


После расформирования войсковых складов ядерных бомб на их месте в секретном военном бункере до 2004 года располагалось хранилище Национального банка.


С 1994 по 2003 год «Мачулищи» были аэродромом совместного базирования военной и гражданской авиации.

 

Советская Белоруссия №132 (24269). Пятница, 19 июля 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter