Начинать экономить нужно с времени

Вчера в Совете Министров обсуждалось выполнение Директивы Президента № 3...

Вчера в Совете Министров обсуждалось выполнение Директивы Президента № 3. Конкретно — в части энергосбережения. Разговор получился острым, порой даже резким. Критики в адрес чиновников, занимающихся большой и малой энергетикой, прозвучало изрядно.


Премьер–министр Сергей Сидорский, персонально отвечающий за исполнение президентской Директивы, не позволял подчиненным «спрятаться» за благоприятными интегрированными показателями.


В целом в энергосбережении действительно есть ощутимый прогресс. Взять, например, такой популярный индикатор, как количество нефтяного эквивалента, затраченного на производство валовой продукции. Еще несколько лет назад, чтобы произвести 1 тыс. долларов ВВП, в Беларуси расходовали 800 кг топлива в нефтяном эквиваленте. В этом году ожидается, что этот показатель снизится до 270 кг. Это говорит о том, что на предприятиях пусть нередко методом проб и ошибок, но ведется серьезная работа по снижению энергетической составляющей в цене продукции. Впрочем, и признать достигнутые результаты высокими также нельзя. В странах ЕС сегодня энергоемкость производства в 2 — 2,5 раза ниже. Поэтому вчера Сергей Сидорский делал особый акцент на тех мерах, которые должны вывести Беларусь на хороший европейский уровень. В первую очередь речь шла о проектах в крупной энергетике.


Сегодня на наших ведущих ГРЭС и ТЭЦ расход топлива в полтора раза превышает современные нормативы. Требуется их серьезная модернизация. Кроме того, запланировано ввести новые энергетические мощности. Хотя Беларусь и сегодня может полностью обеспечивать себя электроэнергией, не импортируя ее из России и Украины, но цена такой энергии получается выше импортной. Новые станции должны снизить себестоимость киловатт–часа. Но что сделано в этом направлении?


Принципиальную оценку действиям Министерства энергетики дал первый вице–премьер Владимир Семашко:


— График введения Минской ТЭЦ–3 сорван. По Минской ТЭЦ–5 до сих пор тендер не проведен. Из 4 — 5 лет, отведенных для инвестиционного цикла, вы 2 — 2,5 года тратите на принятие решений, ждете одобрения вышестоящих инстанций, чтобы потом к вам вопросов не было. А затем впопыхах строите станцию...


Владимир Семашко обратил внимание и на следующий факт: «Тендер на строительство объекта проведен в декабре, а контракт до сих пор не подписан. В итоге «съели» еще восемь месяцев. А во всем цивилизованном мире контракт после тендера подписывается за месяц».


На аргументы первого замминистра энергетики Эдуарда Товпенца о том, что тендер выиграла компания, которая не вполне устраивает Минэнерго, Премьер–министр отреагировал категорично: «Меня это меньше всего интересует. Если не устраивают вас иранцы, китайцы, немцы, россияне или кто–то еще — идите в банк, берите кредиты и стройте станцию сами. Намеченные графики должны выполняться. А как — это уже ваша забота».


Острые замечания были высказаны и в адрес Минжилкомхоза, а также Брестского и Минского облисполкомов. Работа по переводу коммунальных объектов на местные виды топлива отстает от намеченного графика. Планы поставить недостающие котлоагрегаты до конца декабря Премьер–министр с ходу забраковал: «Все котлы нужно установить до начала отопительного сезона. Необходимые деньги Правительством выделены в полном объеме».


В целом Премьер–министр отметил, что пока в энергосбережении «не чувствуется напряженной работы». «Если надо кого–то снимать, кто не хочет работать, а только рассуждает, — будем, хоть это и крайняя мера», — обозначил свою принципиальную позицию С.Сидорский.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter