Евросоюз на год продлил ограничительные меры против ряда белорусских чиновников, журналистов и предприятий

На западном фронте без перемен

Евросоюз на год продлил ограничительные меры против ряда белорусских чиновников, журналистов и предприятий...

Евросоюз на год продлил ограничительные меры против ряда белорусских чиновников, журналистов и предприятий. Как говорится, на западном фронте без перемен.


Действительно, меняет ли принятое решение что–то в отношениях Беларуси и ЕС? Очевидно, нет. Санкции давно превратились в такую чисто символическую страшилку, не доставляющую особого дискомфорта ни белорусскому политическому классу, ни простым гражданам. Прагматичное сотрудничество при весьма натянутых политических отношениях давно стало устойчивой формулой сосуществования Беларуси и ЕС.


Евросоюз в своей «восточной политике» является заложником старых фобий и стереотипов, корни которых следует искать то ли в «холодной войне», то ли еще дальше в глубине веков. Именно это обусловливает конфронтационный фон в отношениях Евросоюза не только с Беларусью, но и с Россией. Впрочем, не только фобии вроде «призраков тоталитаризма», но и элементарная геополитическая конкуренция обусловливает такое поведение наших западных соседей.


Конкуренция Евразии и Европы со всей очевидностью обозначилась уже в XIX веке, когда Российская империя поддерживала освободительные движения славянских народов, расшатывавших устои габсбургской монархии, заявляла о претензиях на Константинополь, Босфор и Дарданеллы как исконное достояние православной цивилизации. В годы «холодной войны», когда войска Варшавского блока стояли в самом сердце Германии, это противостояние обрело форму идеологического конфликта.


Поэтому стоит ли удивляться, что распад СССР и Варшавского блока был встречен в Европе с нескрываемым облегчением, а в дальнейшем политика европейских стран в этом направлении основывалась на недопущении формирования здесь альтернативных интеграционных объединений, способных выступить конкурентами ЕС.


Собственно, лавинообразное расширение ЕС, в результате которого в составе Евросоюза оказались практически все бывшие участники СЭВ и Варшавского Договора, в значительной мере носило превентивный характер, блокируя саму возможность зарождения здесь каких–то альтернативных комбинаций.


Стратегия сдерживания России (как наиболее крупной и принципиально не интегрируемой с ЕС страны) и формирование вокруг нее буфера из периферийных стран либо стран, находящихся в отношениях «привилегированного партнерства» с Евросоюзом, — вот основа европейской политики.


При этом очевидно, что в интересах ЕС — формирование ситуации «управляемого хаоса», когда страны региона находятся в состоянии разобщенности или вялотекущей конфликтности друг с другом. Это избавляет страны европейского запада от угрозы какой–либо геополитической конкуренции с востока. При этом сам Евросоюз инвестировать в Восточную Европу, включая формально входящие в организацию страны, отнюдь не спешит. Это связано как с внутренней слабостью и неспособностью Брюсселя на масштабные инфраструктурные проекты, так и с нежеланием наиболее развитых старых членов ЕС выращивать себе экономических конкурентов на востоке.


Весьма показательна в этом отношении ожидаемая в ноябре ассоциация с ЕС Украины. Большинство экспертов сходятся во мнении, что самой Украине это особых дивидендов не принесет. Украинский экономический потенциал был традиционно востребован на востоке и Евросоюзу попросту не нужен. А вот росту конфликтности и разобщенности на постсоветском пространстве этот договор может вполне поспособствовать. Громкие заявления и акции уже не заставили себя долго ждать. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил о возможном введении загранпаспортов для взаимных поездок граждан России и Украины.


Если говорить о Беларуси, то для ЕС наша страна является в первую очередь звеном в буфере между Балтикой и Черным морем. Именно поэтому последовательная ориентация Беларуси на интеграционные процессы на евразийском пространстве была основным раздражающим фактором в глазах Брюсселя. Если бы не этот вектор внешней политики, Евросоюз, наверное, мог бы «простить» нашей стране многое. Как, например, «прощает» институт неграждан в Латвии и Эстонии или наркоторговлю в Косово.


Продление санкций говорит о том, что линия на давление в отношении Беларуси остается для ЕС неизменной. В то же время продление этих, по сути, чисто символических ограничительных мер свидетельствует о том, что евросоюзовская политика в отношении Беларуси зашла в тупик. Европейские функционеры не знают, как им вести себя в отношениях с нашей страной. Как не знают, чего ожидать от формирующегося Евразийского союза, в котором наша страна участвует. ЕС берет паузу.


В любом случае нужно учитывать, что будущее белорусско–европейских отношений во многом зависит и от успешности евразийских интеграционных процессов. Ведь отношение Европы к Беларуси в значительной мере определяется форматом нашего участия в евразийских инициативах.

 

Советская Белоруссия №213 (24350). Среда, 13 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter