Корреспонденты «СОЮЗа» побывали в кулинарной столице Беларуси — полесском агрогородке Мотоль

На такой каравай рот пошире разевай

В СОВЕТСКИЕ годы деревня Мотоль в Ивановском районе Брестчины имела неофициальный титул «кожуховой» столицы СССР. Полешуки здесь шили, да еще и нынче шьют замечательные тулупы и полушубки. Сегодня Мотоль — тоже столица. Только кулинарная. Предвкушая удивительные открытия, корреспонденты «СОЮЗа» отправились на родину самого «вкусного» в стране фестиваля «Мотольские прысмаки», чтобы заглянуть в уникальный музей хлеба, отведать вкуснейших колбас и выпечки, а также разузнать секреты свадебной каравайной традиции, с недавних пор ставшей историко–культурным наследием Беларуси.


Николай Стасевич знает все секреты хлеба.

Де–юре Мотоль считается агрогородком. Но сельское хозяйство у местных жителей не в фаворе. Увлечены бизнесом. На четыре тысячи населения здесь 67 предпринимателей. Торговых точек — около сорока. Говорят, коммерческая жилка мотолянам досталась от коренного населения — евреев. Вот и журналисты «СОЮЗа», проведя день в Мотоле, постоянно чувствовали деловой расчет.

— Николай Федорович, может ваши работницы в вашем музее хлеба немножко попозируют? — обращаемся к Николаю Стасевичу, руководителю мотольской фирмы «Аникс Саниа», занимающегося выпечкой.

— Только если гарантируете, что фотография будет опубликована в газете.

Музей — это очередная, открывшаяся этой зимой, достопримечательность агрогородка. Старинная утварь и орудия — плуги, жернова... Экспонаты–поделки вроде домика из тостового хлеба... Тематические рисунки и поэзия белорусских классиков. 

Николай Стасевич делится планами: хочет «оживить» экспозицию, сделать ее интерактивной. Вовлекать в процесс посетителей. Показывать, как испечь хлеб по мотольским рецептам:

— Гости смогут собственными руками смолоть муку — у меня есть собственная мельница, просеять ее, замесить тесто. Ко всему прочему, на берегу Ясельды я построил агроусадьбу «Мотольская Венеция» — там рассчитываем открыть «Школу мотольской кухни».


Свадебная каравайная традиция деревни Мотоль недавно была признана нематериальным историко-культурным наследием Беларуси.

Менеджер Олеся Шиколай ведет экскурсию. Подробно описывает, как из колоска получалась булочка в старину и как получается сейчас. Наглядно показывает, как молотили «цыпом» (цепом — на местном наречии) зерно, как складывали его в соломенный «шыян» — специальную плетеную емкость.

Впрочем, не хлебом единым. Повод приехать в Мотоль этой весной — праздничный. Местная свадебная каравайная традиция недавно стала нематериальным историко–культурным наследием Беларуси. Отношение к нему в агрогородке не просто трепетное — сакральное. Загвоздка в одном: то, что интересно любителям истории и этнографии, что чтили представители старшего поколения, молодежь ценит далеко не всегда. Цифры подтверждают. По словам директора местного музея народного творчества Ольги Кульбеда, в Мотоле в прошлом году было около тридцати свадеб. Каравай пекли лишь на трех–четырех. А ведь издавна считалось, что судьба молодых во многом зависит от выбора каравайниц. Требования серьезные: каравайница должна быть женщиной замужней, уважаемой и домовитой, счастливой в браке и имеющей детей. Командовала «каравайным парадом» крестная мать. И весь процесс обязательно сопровождался специальными обрядовыми песнями, молитвами и благословениями.

— Традиционная свадьба всю неделю была. В четверг и пятницу готовили, в субботу «расчиняли» каравай, в воскресенье — сама свадьба. В понедельник каравай делили, а во вторник и среду — с ним по гостям ходили. Сначала — к маме невесты — с каравайными «шишками», а затем — к родным жениха, — вспоминает бабушка Нина Кульбеда. Свой очередной каравай она пекла совсем недавно — в феврале женила внука.


Рецепт незамысловат: мука, молоко, масло, сахар, дрожжи, яйца, подсолнечное масло, ванилин, водка, соль. Часть теста уходит непосредственно на булку, оставшаяся — на украшение и шишки. Булка символизирует солнце, коса — сплетение двух родов. «Шишки» — веточки плодовых деревьев — яблони, груши, сливы — оплетались тестом и запекались над пламенем в печке. Дальше скреплялись лентой — красной нитью. Ленту следовало хранить и после свадьбы: она приобретала целебные свойства.

— А можете нам этот обряд показать? — спрашиваем провожатых.

— В июле приезжайте. Как раз на такую свадьбу попадете. А сейчас разве что видео можете посмотреть. Приготовление каравая — явление не такое уж и частое.

Впрочем, приедем мы сюда скорее всего не в июле, а в начале августа. На международный кулинарный фестиваль «Мотольские прысмаки». Представьте: в выходные между окончанием уборочной и Успенским постом Мотоль становится одним грандиозным фуд–кортом. Едва ли не каждый из более чем тысячи семисот дворов превращается в своего рода ресторан домашней кухни.

— Гостей, причем из разных стран, настолько много, что население деревни увеличивается почти в два раза. Всех их надо расселить. В Мотоле построили гостиницу «Фест». Активно развиваем агроусадьбы. Но и они не справляются. Соломоново решение: людей поначалу расселяли по хатам... — вспоминает председатель Мотольского сельисполкома Сергей Пилипович. — С фестивалем помогают предприниматели. В нашем четырехтысячном агрогородке мирно уживаются сразу несколько «колбасных королей» — как государственных, так и частных. Здесь же колбаса с традициями. В Мотоле особо чтят основателя первого колбасного цеха Степана Минюка, который освоил ее выпуск еще 80 лет назад...


А что же хозяйки? Нина Николаевна Кульбеда к прошлым «Мотольским прысмакам» наварила целый чан холодника. Холодный суп в жаркую погоду ушел на раз–два. Признается: гостей от стола было не оторвать. Наверное, как и нас сейчас от тех вкусностей, что хозяйка приготовила, как сама говорит, на скорую руку — печеночной и кровяной колбас, яичницы со шкварками и луком, сальтисона, гусиного холодца и традиционного супа «журек». Ее однофамилица Елена Кульбеда позже поставит на стол соленые грузди и жареную щуку...

А на Витебщине все «коронные» блюда из картошки, — замечаю я, уплетая очередной кусок ароматного сала с мясной прослоечкой. Мотоляне в ответ лишь усмехаются.

— А мы себе и мяса можем позволить! Здесь всегда жили более зажиточные люди, чем на севере. А кроме того, что такое картошка? Это корнеплод для ленивых. Бросил в землю — и растет себе. То ли дело вырастить свинью...

— Холодильников не было, — вспоминает Елена Кульбеда. — Поэтому мясо кто–то солил, кто–то консервировал. Отсюда и наши традиции. Субпродукты никогда не выбрасывали. Всегда употребляли в пищу. Единственное, что не использовали — это кровь. У нас было много евреев, а для них кровь — это душа.

О том, насколько вкусными могут быть грамотно приготовленные субпродукты, мы поняли, когда на стол поставили тарелку горячей самобытной шурпы с печенью — настолько наваристую, что аж ложка стоит! Но самая вкусная, говорят, получается из парного мяса только что заколотой свиньи.

Особенности кухни, кстати, просты: оказывается, чтобы мясо и колбасы приобрели неповторимый мотольский оттенок, их нужно присыпать кориандром и укропом и запечь в печи. Хотя, нам думается, главный ингредиент здешних деликатесов — это безграничное гостеприимство полешуков.


Досье «СОЮЗа»

Мотоль, расположенная на берегу Ясельды, — одна из крупнейших деревень в Беларуси с населением более 4000 человек, центр полесского агроэкотуризма, малая родина первого президента Израиля Хаима Вейцмана. В 2012 году агрогородок отпраздновал свое 590–летие. Здесь работают две общеобразовательные и художественная школы. Есть несколько музеев. Мотольский музей народного творчества насчитывает 27506 экспонатов. В его состав входит ветряная мельница, а также единственный в своем роде музей археологии «Наши корни». В православной жизни мотолян большую роль играет Спасо–Преображенская церковь, построенная в 1877 году. Валообразующее предприятие агрогородка — ОАО «Агро–Мотоль» — сельскохозяйственное предприятие, занимающееся в том числе разведением мясного скота лимузинской породы.

DEU@SB.BY

Советская Белоруссия № 89 (24719). Четверг, 14 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter