На своей волне

Коллекции могилевчанина Леонида Казанкова, создавшего собственный музей антикварной радиоаппаратуры, мог бы позавидовать даже областной краеведческий...

Радиоприемники, радиолы 20 — 60–х годов, первые советские телевизоры... Коллекции могилевчанина Леонида Казанкова, создавшего собственный музей антикварной радиоаппаратуры, мог бы позавидовать даже областной краеведческий. Тем более что треть из почти сотни собранных им раритетов в рабочем состоянии. Хочешь — музыку слушай, хочешь — фильмы смотри. Казанков на всякий случай и пленку в старый кинопроектор зарядил. Остается только покрутить ручку — и на экране появится комдив Чапаев... Фонотека у Казанкова богатая. Только старых пластинок (некоторые выпущены еще в 1900 году) — около тысячи. Шаляпин, Бернес, Утесов, Вертинский...


— С музыки все и началось. Сидели как–то у приятеля, слушали современные мелодии, которые он «закачал» себе на компьютер, — рассказывает о своем увлечении Леонид Казанков. — Вспомнили, как в былые времена собирались у лампового радиоприемника «Беларусь–57». Включали любимую передачу, и мурашки по спине бежали — у приемника был необыкновенно чистый звук, поэтому в оркестре слышался каждый инструмент! К сожалению, родительский приемник я так и не нашел. Но загорелся желанием заиметь такой же.


«Беларусь–57» и стал родоначальником коллекции. Позже появилась радиола «Даугава», выпущенная тоже в конце 50–х. Следом — китайский приемник 40–х годов, кинопроектор, ламповый радиоприемник «Филипс» 1939 года, австрийский — в шикарном деревянном корпусе, выпущенный в конце 30 — начале 40–х, помпезный советский «Мир» с зеленым глазком.


— В 50 — 60–е годы радиоприемники были очень популярны. По вечерам вокруг них собиралась вся семья, приглашали соседей, крутили музыку, затаив дыхание, слушали голоса из Праги, Софии, Бухареста, — вспоминает Казанков. — По австрийскому приемнику, который в ту пору был довольно дорогим, можно было любой город поймать. На шкале — Москва, Токио, Белград, Дрезден, Варшава...


Среди музыкальных раритетов Казанкова уникальных и любопытных множество. Вот первый красавец — радиоприемник «Звезда–54». Обычно корпус для приемников делали из благородных пород дерева — этот материал лучше передает звук. Но у «Звезды» корпус металлический, инкрустированный, лакированный. Каждый хотел тогда иметь дома такое чудо техники, предел совершенства, красу и гордость. А краса–то, по сути, оказалась плагиатом. В мае 1952 года советским дипломатам, посетившим Францию, подарили радиоприемник Excelsior–52 — последний писк французской радиопромышленности в стиле модерн. В Советском Союзе в то время с авторскими правами не особо церемонились, вот и скопировали дизайн французского приемника «близко к тексту». Только «перекрасили» из зеленого в красный цвет да на передней панели прилепили красную звезду.


Но особая гордость коллекции Казанцева — старые приемники немецких производителей Saba в оригинальном деревянном корпусе 1927 года выпуска и Telefunken 1928–го. Самостоятельное производство радиоприемников компания Saba наладила именно в 1927 году. Во время войны, в 1945–м, производственные здания компании уничтожила взорвавшаяся бомба, и вновь выпускать приемники фирма начала лишь в 1947–м. Так что имеющийся у Казанкова экземпляр можно по праву назвать раритетным. Приемники и магнитолы компании Telefunken до сих пор пользуются огромной популярностью у жителей Германии и всей Европы, а стоят даже дороже многих ходовых японских марок.


Конечно, удивительные экспонаты порой попадают к Казанкову не в лучшем виде. Немало времени и денег уходит на реставрацию. Но Леонид Леонидович эти траты не считает напрасными. Ведь он один из немногих, кто собирает антикварную радиоаппаратуру не на продажу, а для души.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter