На стыке

Что лучше: узкий, досконально знающий свой участок специалист или мобильный универсалий?..

Вспоминая студенчество, фолианты учебников по политологии, социологии, психологии, задаюсь вопросом: а как часто в этих достаточно консервативных науках появляются новации? Подумал об этом не случайно. Давний партнер «СБ», наш постоянный автор завкафедрой политологии БГЭУ профессор Олег Буховец поделился новостью: «С этого года мы набираем студентов на новую специализацию — «Политический менеджмент». Позже изучил планы приема уже всего Института социально–гуманитарного образования БГЭУ. Нашел еще «двойные» профессии — «Экономическая социология» и «Психология предпринимательской деятельности». А как же вечная дискуссия? Что лучше: узкий, досконально знающий свой участок специалист или мобильный универсалий? Побеседовать об этом я предложил директору ИСГО Ядвиге Яскевич.


— Ядвига Станиславовна, признаюсь, меня сразу озадачила формулировка «Политический менеджмент». Менеджер — это руководитель. А кто такой политический руководитель? Может, партийный функционер? Лидер какого–либо движения? Или, окончив ваш курс, выпускник может смело баллотироваться в депутаты?


— Знаете, междисциплинарный контекст уже давно характерен для многих научных сфер. И образование не может не отвечать на эту тенденцию. Вот БГУ готовит политологов с присвоением квалификации политолог–юрист. У нашего же вуза своя специфика. БГЭУ традиционно силен именно базой преподавания экономических дисциплин. И мы видим, что политолог, вооруженный экономическими, управленческими знаниями, сегодня будет востребован.


А если говорить о практической стороне вопроса, то стоит обратить внимание на то, что сегодня чуть ли не во всех организациях есть службы идеологической, воспитательной работы. В том числе и на промышленных предприятиях. Даже в банках. Кто там работает? Люди с разным образованием, с разным опытом, разными навыками. А теперь представьте, что такой работой будет заниматься профессиональный политолог — это с одной стороны. Плюс он владеет экономическими знаниями. Проще говоря, знает всю кухню структуры, в которой работает. Такой специалист будет гораздо эффективнее. И это лишь один из примеров, которые можно привести.


— А если посмотреть глубже. Чем в целом продиктована необходимость подготовки специалистов на стыке дисциплин?


— Она проявляется в самых разных сферах. Появляются целые междисциплинарные научные направления. Вот посмотрите, биоэтика — что это? Казалось бы, такие разные дисциплины. Как может этика соединиться с биологией? Медициной? Почему? А потому что по мере движения прогресса встают непростые этические вопросы. Например, какой ценой ученый вправе получать результат? Скажем, на уровне генной инженерии... Сколько здесь споров! А дискуссии по поводу трансплантологии, эвтаназии... Они давно вышли за рамки медицинской проблематики. Получили именно этическое, даже философское наполнение. Это, пожалуй, самый яркий пример того, как образуются междисциплинарные научные направления.


БГЭУ — современный вуз. Мы видим эти процессы. Поэтому и ставится задача оперативно реагировать на запросы времени. А где–то даже действовать и на опережение. Вот психолог нужен в коммерческой организации? В том же банке? Ответ положительный. Но если есть возможность взять в штат специалиста, который владеет, помимо психологии, еще и экономическими знаниями, — это будет полезнее и выгоднее. Отсюда и новая специализация: психология предпринимательской деятельности. Понимаете, у нас достаточно большой конкурс на получение второго высшего образования. Даже некоторые студенты чуть ли не с первого курса интересуются параллельным обучением еще по одной специальности. И, уверена, именно в междисциплинарных курсах наиболее логичные ответы на такие вопросы.


— А насколько вообще сегодня велик спрос на гуманитарное образование?


— Я понимаю, о чем вы говорите. Спрос на образование изменчив. В 60–х годах прошлого века была очень популярна физика. На рубеже веков больше интереса было к гуманитарным, экономическим, юридическим наукам. Сейчас растет интерес к информационным технологиям и, что особенно важно, к инженерным специальностям. Это уже ответ на промышленный подъем последних лет. Но при этом я убеждена: XXI век — век гуманитарный. Человечество ставит перед собой все более амбициозные цели. А они неизбежно влекут за собой необходимость отвечать на моральные, этические, философские вопросы. В том числе и в контексте выживания человечества. Ведь после изобретения ядерного оружия открылась истина смертности не только человека, но и человечества. А какие изобретения нас еще ждут впереди? Поэтому гуманитарные дисциплины не только не теряют привлекательности, они будут все более популярны. И уже сегодня по высоким конкурсам на соответствующие специальности я могу судить о достаточной популярности гуманитарных наук. В том числе и у молодежи.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter