На распутье

В Россонском районе решили строить железную дорогу

В середине XIX века на юге США прокладывали железную дорогу — осваивали новые территории. Довольны были далеко не все. Протестовали коренные жители, чьи первозданные резервации отобрали под нужды технического прогресса. Дело доходило до нешуточных столкновений.


История может повториться: железную дорогу решили строить и на севере нашей страны — в Россонском районе. С таким поручением выступил председатель Витебского облисполкома Александр Косинец. Многие местные жители такой идее только рады. Впрочем, бои местного масштаба, не исключено, развернутся и здесь. Специалисты только–только готовят технико–экономическое обоснование, а в интернете уже всполошились экологи. Их аргументы: строительство ветки Полоцк — Россоны нанесет ущерб дикой природе. Ведь этот красивейший уголок, спрятавшийся от основных транспортных магистралей, чем–то напоминает резервацию. Только природную. Неповторимый каскад почти из двухсот озер, несколько заказников, нетронутые леса... По какому пути пойдут местные власти?


Исторический путь


Как именно будет петлять новенькая железнодорожная ветка? Экономисты пока просчитывают несколько вариантов. Наиболее выгодный и наименее затратный — восстановить участок исторической магистрали между Полоцком и Псковом. Ее называют последней железнодорожной артерией Российской империи. Увы, во время Великой Отечественной войны она была разрушена. Однако старожилы Россонского района до сих пор помнят, как в 30–е годы мимо местных деревень на Россию мчались поезда.


...Деревня Осинники всего в нескольких километрах от Россон. О таких говорят: вымирающая. Всего десяток хат, у некоторых уже давно заколочены окна, висят ржавые замки. Здесь доживают свой век старики. Кажется, еще пару лет — и небольшую деревушку поглотит город. На пороге неприметного, но достаточно ухоженного дома появляется местная «старейшина» — бабушка Анна Александровна Рубис. Ей 88. Неожиданным гостям бабушка очень рада. Собака, кот да телевизор — вот и вся компания. Навестить маму периодически приезжает сын. Муж, подруги давно умерли. Скучно!


— А про железную дорогу помните? — завожу разговор.


— Еще как! Я тогда в школу ходила, — Анна Александровна мечтательно улыбается, вспоминая детство. — Даже сама мост помогала строить. Мы его комсомольским называли. Пробный поезд по нему пустили еще до войны. Это была прямейшая дорога на Ленинград. Немцы отступали и разрушили.  Товарняки везли на стройку гравий. Люди ездили, до Полоцка за 30 минут можно было добраться. А мы бегали на станцию за полтора километра продавать землянику. Нам по десять–двадцать копеек за стакан, помню, давали. А поезд как заревет... Коровы и кони пугались. Нужна ли дорога сейчас? Даже не знаю, мало нас теперь...


С тех пор прошло более 60 лет. Тем не менее экскурсию по «железке» мне устроили. В районе еще остались «артефакты», которые у местных ассоциируются исключительно с бывшей магистралью. Останавливаемся у ничем не приметной лесной развилки. От асфальта куда–то в сторону уходит узкая гравийка. Две машины там разминутся вряд ли. Председатель Альбрехтовского сельсовета Валерий Субач как заправский гид показывает: именно по этой насыпи в первой половине прошлого века и проходили пути. Для местных жителей это своего рода ориентир. Так и говорят: «В грибы поехали по «железке».


Исполкомовский «жигуленок», словно вездеход, пробирается по лесным колдобинам. Водитель Александр Трофимов только смеется: любая современная иномарка давно бы застряла. Путь к старому мосту, который в том числе, будучи еще школьницей, строила Анна Рубис, чем–то напоминает соревнования по ралли.


Но мост — это громко сказано! Так, переправа... От масштабного сооружения, которым в свое время наверняка гордилась Анна Александровна, остались лишь воспоминания. Через речку Дмитровку сейчас перекинуто лишь несколько бревен. От края до края всего десяток шагов. Раз, два, три... Мы уже на территории России. Несколько железных костылей, осколки бетона да насыпь, заросшая кустами и деревьями, среди которых то и дело встречается щебень, — пожалуй, единственные сохранившиеся свидетельства о железной дороге.


Экономический путь


Да уж, негусто. Выходит, магистраль придется восстанавливать почти с нуля?


— Не совсем так, — уточнили в отделе экономики Россонского райисполкома. — Насыпь ведь сохранилась. Это значительно упрощает строительство и снижает расходы.


Впрочем, от специалистов Белорусской железной дороги я услышал и такую новость: ветку, возможно, будут строить между Россонами и станцией Полота (между Полоцком и Невелем). Прикладываю к карте линейку. Так, два с половиной сантиметра против трех с половиной. Действительно, этот участок короче. Но неужели такой путь менее затратный?


Экономисты, к примеру, подсчитали: чтобы ветка начала приносить прибыль, нужно подождать... аж 116 лет. Многовато! Но издавна в тех местах, куда пришла железная дорога, бурлила жизнь, создавались новые предприятия. Местные власти верят: так будет и теперь.


Например, уже в начале сентября здесь собираются запустить простаивающий кирпичный завод. Свою работу он приостановил в 2009–м.


— Себестоимость нашего кирпича сейчас достаточно высокая, — вздыхает главный инженер Россонского филиала Обольского керамического завода Вячеслав Хоменок. — Основная причина — слишком уж дорого обходится нам доставка. Железная дорога сократит эти расходы на 30 — 40 процентов. Вывоз продукта автомобильным транспортом? Это дополнительные затраты на бензин, техобслуживание. В общем, нерационально. Поэтому ждем, когда в районе появится железная дорога. Поскольку себестоимость продукции будет меньше, то и цены снизятся. Деньги можно перераспределить на развитие предприятия, на зарплату.

 

У директора Россонского лесхоза Ивана Козлова своя бухгалтерия. Он уже просчитал, что железная дорога позволит принести ежегодную дополнительную прибыль как минимум в миллиард рублей.


— Наш лесхоз один из самых крупных в стране, — рассуждает он. — Мы можем загружать как минимум по 5 вагонов леса и продукции ежедневно. Это много! Работаем как с белорусскими предприятиями, так и с иностранными.


А еще Россоны можно назвать городом–спутником Полоцка и Новополоцка. Ежедневно сотни человек преодолевают расстояние 40 километров, чтобы попасть на учебу, работу, посетить рынок, крупные магазины. А в обратном направлении движутся дачники и туристы. Но их пока маловато. И хотя район в лидерах по числу агроусадеб (их около тридцати), в прошлом году местные озера посетили всего около 2.000 человек. Капля в море...


Экологический путь


Однако именно массового притока туристов опасаются экологи.


— Не нужно путать экологический туризм с массовым отдыхом, — считает эксперт экологического товарищества «Зеленая сеть» Игорь Пастухов. — Россонский район пока остается одним из самых уникальных и нетронутых уголков страны. На местных озерах сейчас встретишь лишь рыбаков из ближайших деревень или, на худой конец, из Полоцка. А представьте, что будет, если сюда ринутся потоки отдыхающих? Ведь железная дорога только поспособствует притоку туристов. Проблема в том, что у многих отсутствует элементарная экологическая культура. Берега превратятся в свалки мусора. Посмотрите, что стало с озером Свитязь или со многими озерами Мядельского района! Считаю, что доход в казну района может приносить и дикая природа. Например, европейцев больше интересует первозданность, а не места массового отдыха. Именно в аутентичность готовы вкладывать деньги и инвесторы.
У экологов есть и другой весомый аргумент. Чтобы восстановить железную дорогу, придется вырубить несколько десятков гектаров леса.


— Но ведь, по предварительным данным, дорога пройдет по старой насыпи, — спешат успокоить в Россонском комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды. — Никаких ценных видов деревьев там не растет. Этот лес посадили всего 60 лет назад. Другое дело, если железнодорожную ветку соберутся строить между Полотой и Россонами. Тогда она может пройти через заказники. Это недопустимо! Впрочем, любой проект сначала должен пройти экспертизу Минприроды.

***

Напоследок я поинтересовался у местных жителей, что все–таки лучше: оставаться тихим уголком или стать туристическим центром? «Пусть наш любимый край увидит как можно больше людей», — звучали ответы. Конечно, нужно развивать инфраструктуру, строить агроусадьбы, но главное, не перестараться — ведь можно добиться обратного эффекта: а будет ли на что тогда смотреть? Непростой вопрос...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter