На природе с комфортом: эксперты турбизнеса высказались о перспективах развития глэмпингов в Беларуси

Развитию глэмпингов как разновидности комфортного отдыха на природе мешает отсутствие правовой регламентации данной деятельности. Такое мнение высказали в Республиканском союзе туриндустрии (РСТИ).

Иллюстративное фото

Глэмпинг – это отдых на природе со всеми удобствами и полноценным отельным обслуживанием, одним из важных условий является также мобильность глэмпинга и его органичное взаимодействие с окружающей средой.

Первые глэмпинги появились в Беларуси после пандемии, но бума, как в России, не произошло, – констатировали в пресс-службе РСТИ. – У нас статистики по таким объектам не ведется, нет и соответствующего термина в законодательной базе. По запросу в интернете многие ресурсы выдают от 11 до 16 объектов, но по факту настоящих глэмпингов в стране не наберется и десятка.

По данным организации, большой спрос на комфортный отдых на природе позволяет таким объектам держать высокую стоимость размещения: цена за ночь в них зачастую вдвое выше, чем в отелях. В РСТИ констатируют: многих это шокирует, особенно если сравнивать с кемпингом, где за 10 рублей в сутки можно поставить свою палатку в оборудованном лагере.

По словам руководителя комитета РСТИ по развитию глэмпингов, кемпингов и инфраструктуры активного туризма Сергея Третьяка, слово «глэмпинг» часто добавляют в описание гостевых домиков и агроусадеб:

– Это приводит к путанице и разочарованию. Если хозяин агроусадьбы поставит у себя на территории белл-тент или треугольный домик, он от этого не станет глэмпингом. Это всего лишь средство размещения… В России уже второй год идет активная борьба за то, чтобы законодательно закрепить стандарты и четкие критерии для глэмпингов, чтобы кто попало не мог себя так называть, а туристы понимали, на что они могут рассчитывать в таких средствах размещения.

Эксперт напоминает, что глэмпинг – это, как правило, небольшой городок на 10–15 объектов размещения с определенной концепцией. В большинстве своем реализовать подобные проекты в Беларуси легче всего на частных землях или на территории санатория, базы отдыха. Как вариант – комбинация частной и госсобственности. Прийти с гламурными шатрами и развернуть их на любой лесной опушке не так-то просто. Главным препятствием становится отсутствие правового поля и ясного понимания, где можно строить глэмпинги, а где нельзя, и как получить необходимый статус места отдыха.

Нужно пройти через огромное количество инстанций и бюрократических процедур, чтобы просто узнать, чья это земля и можно ли на ней развивать туризм, – отмечает Сергей Третьяк. – А это не поиск недвижимости через интернет, где есть фото и описание: придется побегать по полям, по лесам. Согласно законодательству, срок аренды может достигать 15 лет. А по факту это решается на местах. Аргументы: «А мы не знаем, что вы собираетесь делать на этой земле, а зачем вам такой большой участок?» И предоставляют землю на 2–3 года. Но этот бизнес-проект нельзя сравнивать с покупкой тюльпанов к 8 Марта, где вы получаете прибыль через час. Здесь нужно наладить быт, привлечь людей, и это не круглогодичный бизнес – в межсезонье приходится как-то поддерживать объект. Но даже если решить вопрос с арендой (скорее всего, это будут земли лесного фонда), сталкиваешься с другой проблемой – невозможностью проложить коммуникации, даже если рядом проходит линия электропередачи. Кроме того, по статусу мы даже не зона отдыха, а просто арендаторы лесных угодий. Поэтому в пожароопасные периоды, когда действует ограничение или запрет на посещение лесов, нас это тоже касается. Есть и другие сложности.

В пресс-службе РСТИ отметили, что в настоящее время глэмпинги – это рынок энтузиастов и мелких игроков. Для привлечения инвестиций и развития этой индустрии, по мнению экспертов турбизнеса, нужны программа развития глэмпингов и кемпингов и четкий механизм действий, на основании которого можно получать разрешение и реализовывать свои проекты:

– Инвесторам нужна понятная и простая система «одного окна», поскольку процесс получения разрешений на строительство сейчас требует обращения в различные министерства и ведомства, между которыми отсутствуют согласованность и эффективное взаимодействие. Проблема заключается в том, что нет ни программы развития, ни того, кто бы этот процесс курировал.

Председатель Республиканского союза туриндустрии Филипп Гулый (он же – представитель Российского союза туриндустрии в Беларуси) полагает, что Беларуси в сфере развития глэмпингов имеет смысл обратить внимание на российские наработки. В то же время потребности рынка и задачи туристической отрасли в РФ и у нас трудно сравнивать:

В России широкая поддержка как производителей, так и предпринимателей, занятых в сфере туризма, обусловлена несколькими факторами. Первый – острая нехватка гостиничного фонда в период ограничений на выезд, второй – в целом недостаточное количество объектов размещения на внутреннем рынке, третий – внимание со стороны правительства, включая нацпроект «Туризм» и не только. В Беларуси эти проблемы не столь острые, однако развитие данного направления важно как для разнообразия турпродукта, так и для развития территорий и создания новых рабочих мест. Поэтому все описанные проблемы развития активного туризма и отдыха нуждаются в формализации с последующими поручениями ответственным лицам и конкретизацией задач. После этого можно будет говорить и о появлении нормативных правовых актов, и о финансово-кредитных механизмах. И только далее о стандартах и сервисе.

Тему развития глэмпингов планируется затронуть на Втором белорусско-российском конгрессе 17 апреля, добавил Филипп Гулый. Но лишь вскользь.

– Однако летом наш союз с коллегами из России, Азербайджана, Узбекистана и Казахстана проведет отдельное мероприятие с целью формализации бизнес-инициатив в области развития кластерных территорий и роли глэмпингов в этих программах, учитывая вопросы гармонизации правил активного туризма и туризма на особо охраняемых природных территориях, – добавил он.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter