Лето в народных традициях и обрядах: календарь с 22 по 28 августа

На пороге осень, «верасень»…

29августа — ­Третий Спас, Хлебный, Ореховый и Полотняный. Первое название связано с освящением в церкви хлеба нового урожая. Второе — с вызреванием орехов. Сам орех, «ляшчынка», относится к священным деревьям. По преданию, Божья Матерь с маленьким Иисусом на руках спасалась от погони в орешнике. Этот куст символизирует «множество», стойкость, жизненную силу. По другому преданию, Христос вырезал посох из орешника. И тот взмолился, мол, я и так невелик. На что Христос сказал, что взамен срезанных прутьев будет вырастать вдвое больше.


По поверьям, орешник цветет ночью на Благовещение или же в ночь Чистого четверга. Цветения этого почти никто не видит. Если кому-то повезет и он сможет сохранить цветок, то ему откроются те же тайны, которые дает человеку «папараць-кветка».

Только в одну ночь, в самом конце лета, во время сильной сухой грозы орехи могут почернеть, как от огня, и стать несъедобными. Наши предки верили, что можно разогнать тучи веточками орешника, а если их заткнуть за пояс, то это спасет от удара молнии. Также они надеялись, что ветками орешника можно спастись от нечистой силы. Чтобы первым родился сын, молодым на свадьбе подкладывали в постель «спарыш». На «Каляды» орехи рассыпали по хате «на дабрабыт». На них девушки гадали о замужестве.

Третье название праздника — Полотняный Спас — связано с тем, что художника из города, где была проказа, народ не подпустил к Христу, боясь за его здоровье. Иисус попросил дать ему воды, умыл лицо, обтер холщевым полотенцем, на котором сразу же запечатлелся его лик. Это и стало первым прижизненным изображением Христа, первой его иконой.

Вышло так, что 30 августа почитают Алипия Киево-Печерского, одного из первых русских создателей икон.

Если к Третьему Спасу улетят журавли, последние ласточки и стрижи, то к Покровам уже придут первые морозы.

31 августа вспоминали святых Фрола и Лавра, покровителей лошадей. Последним в этот день давали «адпачынак». Им пекли лепешки, названные «капыткамi». Этот день еще и «прысвятак пастухоў». Им доверяли свое «багацце» — «жывёлку». Пастух должен уметь по-особому общаться со своими подопечными, знать их повадки, «разумець iх мову», ориентироваться в лесу, разбираться в целебных свойствах растений и «замовы», быть ветеринаром, найти заблудившуюся корову, сберечь «статак» от нападок волков и всякой нечисти.

Этот день является пограничьем лета и осени, началом «утренников» — первых осенних заморозков. Говорили так: «Святой Фрол к заморозкам привел».

«Верасень». Не хлебом единым сыт наш народ, если назвал в честь кустарника этот месяц. Говорили «с сентября — огонь в поле и в хате». Раньше наступают сумерки, «верасень — з досвiткам дзень». Холодает, в сентябре «кажух цягнецца за свiткай».

«Селянiн» может «з палёгкай» сказать: «Верасень, хоць i халодны, але ж сыты, — и при этом добавить: — Як настане верасень, то ў гаспадара поўны гумно i кiшэнь».

1 сентября — празднование Донской иконы Богородицы.

2 сентября — день Самуила и Севира.

3 сентября идут Васса и Фадей.

4 сентября — день Анфисы.

Приметы о погоде

Ранний отлет птиц и такой же листопад, обилие желудей на дубах — к холодной зиме. Появление комаров и мошек — к зиме мягкой.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter