На пляже с черепом Джоконды

Литературная мода требует ревизии
Литературная мода требует ревизии

Вроде как и погоды пляжные настали, а народ тусуется на читательских форумах. Впрочем, иногда складывается у меня впечатление, что заходят на них для того же, для чего листают журналы мод: «ах, не отстать бы на предмет рюшечек либо оттенков розового да успеть бы понять, каков исход борьбы остроконечных и тупоконечных туфель» — страсти почти по Свифту (в лилипутском королевстве, если помните, война началась с вопроса, с какого конца разбивать яйцо — с тупого или острого)...

Наряду с розовыми кофточками потребляются «распиаренные» Коэльо, Мураками и Акунин. Вот сейчас Дэн Браун «пиарится», дорогущие книжицы со стереоскопической проекцией зловещего черепа на лик Джоконды — прекрасное дополнение к маникюру со стразами. Уловил, уловил американский журналист с заурядной фамилией тоску времени. Мистические откровения и все доступно. И сладкий привкус кощунства. А то, что книга оскорбляет чувства миллионов верующих, — так это только на пользу «пиару»... Когда–то в моду вошли черные бархотки. Как соблазнительно выглядели они на лилейно–лебединых шейках дам! Тем более соблазнительно, что должны были эти бархатные повязки напоминать о... гильотине, которая опускалась на такие же лилейные шейки во время Французской революции. Сибариты всех времен избавлялись от неприятных явлений вроде страха смерти и мук совести, превращая их в пряную приправу к удовольствию, карнавализируя, высмеивая. Как будто кому–то дано пересмеять смерть... Но нажиться на ней можно запросто.

Впрочем, среди читательского потока на форумах встречаются личности мыслящие, вроде некой, извините, «Волчицы» (по моим впечатлениям, поклонница хард–кора). Браун поражает обывательские умы своей небывалой эрудицией. Волчица недоумевает: «С чего это лабиринт в Шартрском соборе описан в виде квадрата? И с какой, позвольте, радости «великий живописец провел последние дни своей жизни в замке Клу близ Амбуаза», когда такого замка в Амбуазе нет и сроду не было, а Леонардо жил в местечке под названием Кло–Люсе? И с каких это пор «нёве» переводится как «наследница»?..

Кстати, и небывалая эрудиция Дэна Брауна объяснилась. Некто Люис Пердю, искусствовед и историк, подал на него в суд за плагиат, утверждая, что Браун в своем «Коде да Винчи» просто слегка переработал его книги «Наследие да Винчи» и «Дочь Бога».

Но или я плохо знаю психологию так называемого массового читателя, или это открытие, даже будучи доказанным, нисколько не уменьшит интерес к брауновской поделке.

Кстати, обвинения в плагиате для мировой классической литературы — явление привычное. Петр Ершов считался «подставным» автором «Конька–Горбунка», а настоящим — Александр Пушкин. Есть версия, что истории о девочке Алисе написал не Льюис Кэрролл, а королева Виктория. Якобы некоторые отрывки из дневников королевы в точности совпадают с эпизодами из «Алисы». Совсем недавно обнаружилось, что набоковская «Лолита» имеет один сюжет и даже одно название с написанным в 1916 году рассказом Хайнца фон Лихберга. Владимир Короткевич переработал сюжет «Собаки Баскервилей» в «Дзiкiм паляваннi караля Стаха». Ну а Александр Дюма и его «литературные негры» — это вообще тема наскучившая... Во время суда над упомянутым автором было доказано, что за год под его именем вышло столько произведений, сколько ни один самый старательный переписчик, работая день и ночь, за год не переписал бы.

А еще, как сказано на одном из белорусских сайтов, по прочтении «Кода да Винчи» «люди, никогда Новый Завет не открывавшие, будут уверены, что им известна настоящая история Христа. То есть случится ровно то же, что произошло после выхода «Мастера и Маргариты», ставшего эрзац–Евангелием для отечественной интеллигенции на десятилетия». Кстати, сравнивают эту ситуацию с романами Короткевича. Мол, по ним целое поколение вместо истории Беларуси изучало миф... Тоже мне, сравнили пирсинг с натюрмортом... Короткевич — гений, реализовавший высшие задачи литературы – подарить народу его национальный миф, дать духовные ориентиры поколениям вперед. А какую задачу реализует Дэн Браун? Продать в одной Америке 8 миллионов экземпляров своих книг. Заработать 76,5 миллиона долларов за год. А за кашу в головах читателей насчет плохого ортодоксального христианства и нью–мессианства он не отвечает. Главное — развлекаются же люди! Увы, история свидетельствует, что люди развлекались в разные эпохи самым диким образом. И вы думаете, мы далеко ушли от древних римлян с их гладиаторскими боями либо испанцев, глазевших в средние века на аутодафе? В конце концов, вот уже в который раз нам с вами привозят выставку «Катастрофы человеческого тела», предлагая получить удовольствие от созерцания чужого несчастья. А не приходили б на эту выставку — не возили бы ее по городам и весям...

Недавно в престижном берлинском салоне художница организовала перформанс, созвав толпу журналистов и искусствоведов (зеваки сами пришли). Перформанс заключался... в процессе родов. Самых настоящих. Художница на глазах заинтересованной публики произвела на свет дочку. Слава Богу, все прошло без патологий. Событие во всех подробностях запечатлели... Таким образом было «снято очередное «табу» и «сделан очередной шаг к абсолютной свободе самовыражения».

Вы знаете, когда я слышу о подобном «свободолюбии», невольно вспоминается высказывание богослова Андрея Кураева о том, что моя свобода заканчивается там, где начинается боль другого человека. Речь, как вы сами понимаете, не только о боли физической, но прежде всего — о чувствах, о душе.

В конце концов, если уж дело в увлекательном чтиве, то на том же сайте про Дэна Брауна молодежь рекомендует друг другу почитать роман «Тэолаг» Владимира Климковича и Владимира Степана, который в этом году печатает журнал «Маладосць». Читают «продвинутые» посетители сайта Бориса Петровича и Алеся Наварича, Андрея Федоренко и Адама Глобуса, Леонида Дранько–Майсюка и Андрея Хадановича... Не слышали? Не читали? Правильно. Это рекламные «растяжки» с «Кодом да Винчи» висят на книжных базарах. А качественную белорусскую литературу нужно еще поискать. Но вы знаете: оно того стоит.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter