Авторынок Беларуси и зарубежья: реализация легковых машин растет на фоне смены лидеров продаж

На ненаезженной колее

Мировой рынок автомобилей продолжает восстанавливаться после глубокого пандемийного кризиса последних нескольких лет. Но восстановление идет неравномерно и не без влияния новых геополитических вызовов. Жители Европы, особенно Восточной, и белорусы в том числе, стали свидетелями тотального переформатирования рынка, в полной мере отражающего новые экономические и политические реалии. И если на вторичном рынке наблюдаются одни тенденции, то сегмент новых автомобилей демонстрирует уверенный рост. Впрочем, обо всем по порядку.

Продажи с пробуксовкой

Согласно данным майской статистики, в последний весенний месяц мировой авторынок новых транспортных средств увеличился на 18,7 процента — до 7,371 миллиона легковых и легких коммерческих машин. По итогам пяти месяцев 2023‑го реализация автомобилей на планете составила 34,762 миллиона — на 10,5 процента больше, чем за аналогичный период 2022‑го. Таковы данные консалтинговой компании LMC Automotive.

Казалось бы, все в порядке, рынки восстанавливаются. Если бы не одно но. Пока западные автопроизводители разбирались с поставками комплектующих, вездесущий и мобильный Китай существенно укрепил свои позиции, на четверть увеличив продажи своих машин. Эксперты LMC Automotive отмечают, что в этом ему помогли выход новых моделей и значительные дилерские скидки.

Больше всего автомобилей в мае было реализовано в Америке, на втором месте Западная Европа. Восточная Европа продемонстрировала рост, однако, как отмечают эксперты, на потребительскую активность и цепочки поставок новых машин негативно влияют экономические последствия военных действий в Украине.

Авторынок соседней с нами России также демонстрирует рост. В июне он по продажам оказался на шестом месте в Европе (см. инфографику). Спрос поддерживала динамика валютных курсов и расширение предложения. В частности, на рынок вернулась Lada Vesta — и сразу вошла в топ наиболее продаваемых моделей. Правда, лидером у соседей все же является бюджетная Granta от АвтоВАЗа. Среди иномарок наибольшей популярностью пользуются Chery и Haval.
В нашей стране, согласно данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), в июне безусловным лидером среди проданных новых легковых автомобилей оставался бренд Geely — его доля на рынке на протяжении всего второго квартала была равна 79 процентам.
В целом же за первый летний месяц в сравнении с маем объем продаж легковых автомобилей вырос на 24,3 процента и составил 2051 единицу техники (для сравнения: в январе — 756 легковых авто). При этом, заметим, речь идет о реализации новых транспортных средств только членами БАА, куда входит один производитель и 22 дилера.

Смена ориентиров

Еще совсем недавно, в 2021‑м, тройка лидеров продаж новых авто в Беларуси выглядела весьма многовекторно: на первом месте Lada, на втором — Geely, на третьем — Volkswagen. По итогам 2022‑го лидировал уже белорусско-китайский Geely, российская Lada откатилась на вторую позицию, а на третьей строчке с существенным отрывом расположился Kia. Прогнозами на 2023‑й эксперты в самом начале года предпочитали не делиться. В БАА лишь заметили, что автодилеры вынужденно становятся мультибрендовыми и значительная часть новинок будет китайского происхождения. Как в воду глядели.

Посмотрим, как данная тенденция проявляется у наших восточных соседей. Автомобили китайских марок в России по итогам продаж в первом полугодии заняли 45 процентов рынка. Лидер — Chery, самая популярная модель этого бренда кроссовер Tiggo 7 Pro разошелся за шесть месяцев тиражом 20 894 экземпляра и занял третье место в списке самых продаваемых моделей, пропустив вперед лишь технику Lada. Следующим в рейтинге популярности компаний из Поднебесной идет Haval, далее следует уже родной для белорусов Geely. Четвертое и пятое места занимают Exeed и Omada (оба принадлежат Chery). В то же время некогда популярные бренды из других стран покинули топ-10 самых продаваемых в РФ машин. Исключение лишь Kia, которому пока удается цепляться за десятое место.


О взрывном росте доли китайских производителей на авторынке Беларуси заявляли в БАА, комментируя итоги мая. Правда, с одной оговоркой: львиная доля продаж пришлась на собираемые у нас же Geely.
Но это не значит, что другие бренды из Поднебесной не предлагают белорусскому потребителю. Ушедшие из страны западные марки ведь нужно чем-то замещать. Haval, Chery, Jetour, JAC и другие — выбор есть, запомнить бы все эти новые названия…
Китайский автопром сегодня — это около 400 различных компаний. Даже 5 процентов представленных у нас марок авто из Поднебесной означает смену ориентиров и предпочтений в рядах потребителей автотехники… К слову, одной из тенденций последних месяцев в Беларуси является постепенное расширение перечня предлагаемых марок и моделей.

— Если в конце осени 2022 года количество продаваемых моделей было менее 30, то в настоящий момент превышает 40, — отмечают в БАА. — Для сравнения: в июне 2022‑го их было 60.

Под напряжением

Электрокары — тренд нынешнего десятилетия, и в этом году спрос на них продолжает расти на фоне развития профильной инфраструктуры. Доля электромобилей в общих продажах машин в прошлом году составила 14 процентов и может увеличиться еще на 4 процента по итогам 2023‑го. Только за первый квартал реализация данной техники в мире, по статистике Международного энергетического агентства (IEA), выросла на четверть и превысила 2,3 миллиона единиц.
На постсоветском пространстве количество поклонников экологически продвинутой техники также растет. Например, в России зарегистрировано более 20 тысяч электромобилей. В Беларуси в конце прошлого года — почти 3,5 тысячи.
Между тем емкость отечественного рынка легковых авто оценивается в 50 тысяч единиц техники в год, и, по мнению генерального директора СЗАО «БЕЛДЖИ» Геннадия Свидерского, 20 — 25 процентов его могли бы занимать электрокары. Но лишь при их цене ниже 10 тысяч долларов. Пока это нереально. А потому и массовое производство такой техники в нашей стране — вопрос долгосрочной перспективы. Пока же только импорт.

В частности, до конца года появится электрокар от Geely — Geometry E. На родине этой машины цена данной модели составляет примерно 13 — 15,5 тысячи долларов. Кроме того, в начале лета в Минске презентовали премиальный китайский бренд электромобилей Voyah. В линейке три модели: Free, Dream и Passion. Цена первой из них, а это SUV E-класса, уже известна: от 185 до 239 тысяч рублей в зависимости от комплектации. Еще пример. Одна известная в белорусском автобизнесе компания создала подразделение, которое будет привозить к нам электромобили из Китая и других стран. Она рассчитывает ежемесячно продавать около 15 — 20 единиц техники разных марок. В планах — разработка лизинговых программ для таксистов, которым могут предложить относительно недорогие электрокары по цене 23 — 25 тысяч долларов.

Параллельно в нашей стране ведется разработка отечественного электромобиля: специалисты ищут возможность получить продукт мирового уровня по конкурентоспособной цене. Электрификация белорусского авторынка продолжается.

КСТАТИ

Рабочей лошадкой станет Geely

В конце сентября в Беларуси вступят в силу правила приобретения и использования транспортных средств юридическими лицами. Это предусмотрено Указом ­­Президента от 26 июня 2023 года № 191. В документе, в частности, прописано, что для использования в качестве служебных и специальных легковых автомобилей, не требующих дооснащения путем монтажа специальным технологическим оборудованием, будет осуществляться закупка машин отечественного производителя у СЗАО «БЕЛДЖИ» или сбытовых организаций. Закупка должна проводиться из одного источника. Это решение коснется государственных юрлиц, хозяйственных обществ, банков, сельхозорганизаций, а также унитарных предприятий, учредителями которых выступают организации с долей государства более 50 процентов. Есть и исключение: для некоторых государственных организаций допускается приобретение машин иностранного производства с учетом специфики деятельности и особенностей выполняемых задач.

Установлены и стоимостные лимиты легковых авто для государственных предприятий и ведомств. К примеру, для руководителей госорганов (за исключением высших должностных лиц, председателей областных исполкомов и Мингорисполкома), заместителей высших должностных лиц, руководителей иных организаций и должностных лиц, транспортное обеспечение которых осуществляется АГУ «Белтрансспецавто», руководителей госорганизаций, подчиненных ­­Президенту, Совмину, руководителей НАН Беларуси и банков стоимость авто не должна превышать 3430 базовых величин.
Стоимость машин, приобретаемых государственными юрлицами, банками, хозяйственными обществами, сельхозорганизациями, а также унитарными предприятиями, учредителями которых выступают организации с долей государства более 50 процентов, не может быть выше 1465 базовых величин. Подобные лимиты предусмотрены и для других категорий госсектора.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Геннадий Свидерский, генеральный директор СЗАО «БЕЛДЖИ» (в эфире телеканала СТВ 2 июля 2023 года):

— Мы, конечно, увеличиваем объемы производства, но не можем это сделать мгновенно. Для примера могу сказать, что если за весь прошлый год в Беларуси мы продали 4,3 тысячи автомобилей, то за пять месяцев этого — 5,7 тысячи.

У СОСЕДЕЙ

Российские дилеры поднимают цены

Реакцией на резкое падение курса российского рубля по отношению к мировым валютам стало повышение цен на новые авто в дилерских салонах. Речь идет о текущем подорожании машин на 5 процентов и о намечающемся на 15 процентов. Сильно разогнать цены на иномарки способно и существенное увеличение с 1 августа ставки утильсбора для автотехники, ввезенной в РФ на перепродажу. Данная мера была предпринята для защиты российских производителей. Единственное, что утешает автобизнесменов, — снижение цен на авто в странах ЕС: примерно на 7 — 8 процентов за последние месяцы.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter