Корреспондент «СБ» устроилясь на один день диспетчером в минский ЖЭС

На коммунальной передовой

Корреспондент «СБ» устроилась на один день диспетчером в минский ЖЭС

Сорванные краны, искрящие розетки, отключение горячей воды... Хотите поговорить об этом? Диспетчерская служба ЖЭСа слушает вас. Казалось бы, отвечать на телефонные звонки — что здесь может быть сложного для общительного человека? Корреспондент «СБ» оценила это на себе, устроившись на один день диспетчером в минский ЖЭС № 43.

Ориентировка на местности


...В моем новом рабочем кабинете стена увешана ключами — от подъездов, подвалов и крыш. Рядом приклеены памятки — для дела. Распечатанные на принтере портреты Гоголя и Фонвизина — для красоты. А три компьютера — для оперативности. И свидетельства объемной бумажной работы повсюду: на столах и полках, будто в учительской, — стопки тетрадей, книг и журналов. Еще телевизор и диванчик — но редкий день здесь удается посидеть, куда уж там посмотреть новости. Моя сегодняшняя наставница Людмила Таболина показывает свое маленькое хозяйство: растения в горшках, керамическая фигурка на морскую тематику, мягкое игрушечное сердце, на видном месте — иконы.


— Мы решили поставить их для духовной поддержки, — улыбается Людмила Николаевна. — Жильцы ведь разные бывают. Порой могут и матом обложить. А однажды в диспетчерскую заскочил неадекватный человек, приставил ко мне вилку и приказал: «Не двигайся!». Мне все же удалось вызвать милицию, которая его и забрала. Хорошо, если рядом кто–то. А ведь мы в основном по одному сидим.


Много лет назад, когда в ЖЭСах еще измеряли радиацию, произошел жуткий случай. В одном из районов Минска маньяк подкараулил сотрудницу, которая ходила со счетчиком Гейгера, запер прямо в здании ЖЭСа, долго истязал, а среди ночи понес ее, еле живую и завернутую в ткань, на стройку, чтобы бросить там. К счастью, мимо проезжала патрульная машина...


Вообще, дверь в диспетчерскую всегда открыта: работники приходят за ключами, отмечаются, получают задания. Жильцы тоже иногда заглядывают. Кто на переполненные мусорки пожалуется, кто в дом зайти не может. «Помогите, дверь ключом не открывается!» — сильно нервничает дядя в черном плаще и шляпе. В квартире остался его старенький отец–инвалид. Мы звоним в фирму по открыванию замков — телефоны самых разных служб всегда под рукой.


— К нам обращаются как в справочную. Без специального образования здесь тяжело разобраться, — уверена Людмила Николаевна. — У меня оно сантехническое, я оканчивала архитектурно–строительный техникум.


Неисправный насос, застрявшие в лифтах люди, отключение электричества — как с этим справиться, не учат на журфаке. Но стоит понаблюдать за работой профессионала — и через некоторое время уже знаешь: если в какой–либо из комнат не греет батарея, то нужно ее развоздушивать, а горячей воды нет из–за сгоревшего насоса. Новый уже привезли, осталось только дождаться, когда работники обслуживающей организации приедут и установят. Нет, мы не тянем резину. Да, мы уже три раза звонили и напоминали им.


33 несчастья


С чем только не обращаются в диспетчерскую! Кому люстру повесить, кому кран починить, а кому–то... просто скучно. Бывает, человеку только и нужно, чтобы с кем–то поругаться. Любители перепалок объявляются, как правило, ночью.


Но сегодня телефоны разрываются не из–за этого. Авария и отключение света вкупе с началом отопительного сезона заставили нас с Людмилой Николаевной «играть сонату» в четыре руки на трех телефонах. Я даже не успеваю оторвать трубку от уха и положить ее на место. Только и нажимаю на кнопку сброса по завершении разговора. И все это время мы безостановочно выдаем, принимаем и развешиваем охапки ключей.


До нас дозваниваются и люди с хроническими заболеваниями, для которых отключение электричества — это не только досадная проблема с подзарядкой мобильника, а настоящая угроза здоровью.


— Диспетчер Талалаева. Здравствуйте!


— Когда появится свет? У моих детей астма, а ингалятор работает от электросети, — высокий женский голос выдает панику. — Мы не можем ждать!


Пытаюсь успокоить и объясняю, что произошла авария, но все исправят через час–два. Тем временем компьютер зависает, поэтому заявки приходится записывать на бумаге. В такой стрессовой обстановке мой и без того неидеальный почерк стал напоминать иероглифы. Похоже, мне нужна передышка. Но каким образом? Ни секунды покоя. Обеденный перерыв вроде бы и есть, но отлучиться нет никакой возможности. Кроме диспетчера, в комнате должен находиться оператор, который работает с ключами, ведет специальный журнал, и т.п. Но напарница Людмилы Николаевны уже 2 месяца на больничном.


— Некоторые считают, что мы ничего не делаем, — сетует Людмила Таболина. — Видели бы они, как все на самом деле происходит! Диспетчеры сейчас в дефиците. Когда я более 20 лет назад устраивалась на работу, все было проще. К тому же был материальный стимул — служебная квартира. Сейчас ничего такого нет, поэтому люди не хотят сюда идти.


Внезапно к отключенному свету и сгоревшему насосу добавляются новые напасти: нечистоты в подвале и остановка лифтов. Какой–то конец света для отдельно взятого района! К слову, в нашу смену из–за проблем с электричеством несколько человек оказались в плену темной кабины лифта, в том числе младенец у мамы на руках. Осложняется все тем, что некоторые дозвонившиеся не помнят точно своего номера телефона и даже адреса.


— Не дай бог застрянут какая–нибудь старушка или ребенок, — беспокоится диспетчер Таболина. — С ними же нужно постоянно разговаривать, успокаивать их, потому что такие пассажиры чаще всего начинают паниковать.


Очень переживают и молодые мамы, которых злополучный полетевший насос лишил горячей воды. Ругаются те, кто мерзнет в своих квартирах. Вот я пытаюсь обрадовать дозвонившуюся бабушку, что именно сегодня батареи в ее доме станут греть, а в ответ слышу: «Все вы врете!» С тяжелым чувством снова поднимаю трубку:


— ЖЭС № 43, диспетчер Талалаева. Здравствуйте.


— Скажите, идти ли сегодня на базар за валенками? Или, может, отопление включат? — шутливо интересуется женский голос.


— Подскажите, пожалуйста, ваш адрес. Сегодня и включат.


— Вот спасибо, всего вам доброго!


И вот я уже улыбаюсь. «В нашей работе, конечно, нужно терпение иметь, — одобряюще смотрит на меня Людмила Николаевна. — Но если слышишь слова благодарности, то сразу сил прибавляется». В конце дня я уяснила главное: для работы диспетчером нужно иметь крепкие нервы, хорошую память и быструю реакцию. Из ЖЭСа я уходила уставшая, жутко голодная, но довольная, что и моя скромная помощь на коммунальной передовой пригодилась.


Справка «СБ»


Для работы диспетчером в ЖЭСе нужно обладать организаторскими способностями, коммуникабельностью, стрессоустойчивостью, а также иметь как минимум среднее специальное образование (желательно строительное). Однако среди специалистов есть даже педагоги. Никаких бонусов наподобие служебной квартиры у диспетчеров нет.


Цифра «СБ»


Каждый день в каждом ЖЭСе регистрируется около 360 — 400 звонков. И это только на телефон, который ведет запись разговоров. Кроме него, есть еще два: стационарный и мобильный.

 

Советская Белоруссия №196 (24333). Четверг, 17 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter