Кто пытается вернуть страну в наркотический ад?

На игле

В ходе апрельского совещания по вопросу обеспечения законности и правопорядка в стране Президент обратил особое внимание на необходимость борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Он отметил не только тенденцию увеличения ввозимых наркотиков и психотропов, но и низкую эффективность выявления крупных распространителей и прежде всего организаторов наркобизнеса. Глава государства также обратил внимание на то, что в прошлом году значительно возросло количество лиц, скончавшихся от передозировки. Растет число несовершеннолетних, вовлекаемых в преступную деятельность. Вместе с этим остро стоят вопросы организации учебного, воспитательного процессов, занятости детей вне школы, подчеркнул белорусский лидер.

В этом материале мы поговорим о тех, кто считает белорусское законодательство в части наказания за распространение наркотиков слишком жестким и нагнетанием истерии вокруг этой темы пытается вернуть страну в наркотический ад.

«Матери» против Декрета

В 2015 году в Беларуси была ужесточена ответственность за распространение наркотиков. Декрет Президента Республики Беларусь № 6, помимо всего прочего, увеличил сроки наказания по «наркотическим» статьям, а также снизил возраст наступления ответственности до 14 лет. Началась планомерная и ожесточенная борьба с теми, кто наводнил страну наркотиками, нагло принося их даже в школы.

Естественно, были и недовольные Декретом.
В июле 2015-го в Гродно организовалась группа родственников осужденных по статье 328 УК РБ, которая назвала себя «Матери-328». Эта группа сразу активно взялась выдавливать из общества жалость к распространителям наркотиков и уже к концу года стала (со своими душераздирающими историями) едва ли не основным ньюсмейкером для «независимых» СМИ. «Правозащитники» всех мастей тоже сильно обрадовались появлению такого «ценного источника информации».
«Независимым» с правозащитниками было совершенно не важно, что «Матери-328» напропалую врут. Главное, делают они это уверенно и громко, на все лады повторяя, что их дети — жертвы, а преступники — как раз МВД и общество, которое не хочет понять и простить. Немного позже риторика слегка изменилась на «да, наши дети виноваты, но не так сильно». Насколько сильно виноваты их дети, «Матери-328» не ответили до сих пор. И, судя по выдвигаемым требованиям, их дети в представлении самих же матерей так и остались жертвами.

А ведь ложь была видна невооруженным взглядом. Достаточно было сравнить хотя бы версии уголовного дела сына от Ларисы Жигарь (лидер «Матерей-328»), регулярно выдаваемые ею в эфир. Жигарь постепенно «забывала» про 147 граммов высушенной марихуаны, найденные в их квартире, притон для употребления, устроенный там же, телефонные переговоры сына о продаже травки. Оставался только творческий мальчик, который всего лишь хранил пару граммов травки дома, немного поделился с другом и несправедливо получил за это 8 лет и 1 месяц по ч. 3 ст. 328 УК РБ.

Уже в 2016 году Жигарь заработала «правозащитную» премию и продолжила исправно нагнетать истерию вокруг темы распространения наркотиков. «Правозащитники» радостно потирали руки: такого количества «свидетельств» ужасов, пыток и «несправедливых» приговоров у них никогда не было.
На волне активности «Матерей-328» и их незамутненной уверенности, что продавать наркотики совсем не преступление, нашлись и те, кто пошел дальше. В Беларуси появились сторонники легализации наркотических веществ. «Матери-328» ожидаемо поддержали коллег. Кстати, «Легалайз Беларусь» и сейчас продолжает свою «важную и прогрессивную» деятельность по убеждению белорусов в необходимости употребления наркотиков.
Нагнетание обстановки продолжалось почти три года. Но не только раздачей интервью и выступлениями на разных правозащитных и политических сходках занимались «Матери-328». Они умудрились приложить руку и к… воспитанию детей и молодежи. В своих интервью Жигарь рассказывает, как «Матери-328» проводят встречи со школьниками и студентами. С образчиками такого воспитания (например, в Витебском областном Дворце детей и молодежи) можно и сейчас ознакомиться, видео есть в интернете.
Нельзя не вспомнить и тот факт, что мимо горластых «Матерей-328» не прошла и «оппозиция». В 2018 году их активно выдвигают депутатами в местные Советы, а в 2019-м — уже в Парламент.
Например, Ларису Жигарь выдвигала ­БСПД «Грамада», Наталью Шарипо — «Говори правду», Татьяну Каневскую — ОГП. Надо ли упоминать, что предвыборные пикеты проходили под бчб-флагами и с соответствующими требованиями, помимо «наркотических»?

А вот, для примера, предвыборные, так сказать, фантазии кандидата в депутаты-2019 Натальи Шарипо (орфография автора сохранена):

«Обращение к новому парламенту

Дорогие депутаты, на данный момент — потенциальные кандидаты! Независимо от исхода выборов, знайте: первый закон, над которым вы будете работать — это полная, абсолютная, золотая, бриллиантовая (назовите, как захочется) амнистия для всех!

К 75-летию победы тюрьмы должны быть пустыми!»

3—4 года за особо тяжкое преступление

В 2018 году «Матери-328» решаются уже на откровенный шантаж: объявляют голодовку, требуя снижения сроков распространителям наркотиков (барыгам). И, к сожалению, шантаж удался. С этого момента борьба с наркотиками в Беларуси потеряла свою «декретную» остроту. А спустя некоторое время на свободу хлынули «долгожданные» наркоманы и барыги, за которых так радели их «Матери-328».

В июне 2019-го в Уголовный кодекс были внесены поправки: по ч. 2 и 3 ст. 328 на 2 года снижены нижние пределы ответственности. Причем закон получил обратную силу, что позволило снизить на 2 года сроки всем уже отбывавшим наказание. Напоминаю, речь идет о тех, кто распространял наркотики, отнюдь не о потребителях.

В июле 2019 года амнистия на 1 год снизила сроки осужденным по ч. 1, 2 и 3 ст. 328 УК РБ. Для осужденных, совершивших «наркотические» преступления в возрасте до 18 лет, сроки были снижены на 2 года.

В мае 2020-го — еще одна амнистия. Осужденным по ч. 1, 2 и 3 ст. 328 УК РБ сроки снижены на 1 год, и несовершеннолетним тоже.
Таким образом, к лету 2020 года сроки осужденных за распространение наркотиков (ч. 2 и 3 ст. 328 УК РБ) «полегчали» на 4 года. Сроки несовершеннолетних распространителей наркотиков «потеряли» по 5 лет.
Учитывая все снижения, амнистии и изменения в части зачета сроков нахождения в ­СИЗО, некоторые (получившие, например, 11 лет в 2015 году) освободились, отсидев 6 лет (из интервью Марины Владыко, «Матери-328»). С несовершеннолетними все еще круче — 5 лет из 11. А если срок не 11 лет, а 8, то он превращается в 2—4 года. За совершение особо тяжкого преступления! Ни у кого такая «математика» не вызывает ужаса?

Но «Матерям-328» все мало. Летом 2020-го они попытались в очередной раз голодать. Правда, в этот раз не повезло, политические катаклизмы не дали добиться очередных послаблений. Но «Матери-328» совершенно не унывают, продолжая свои вояжи по кабинетам чиновников, депутатов и СМИ.

Надо добавить, что ничейный президент Тихановская пообещала всем белорусским осужденным по «наркотическим» статьям амнистию. Ту, которая «полная, абсолютная, золотая, бриллиантовая». И они всерьез ее ждут, как и смены власти в стране. «Если будут перемены в нашем Государстве, вернется Сергей Тихановский. И тогда-то он и расставит все точки над «и», так как давно в теме беды по ст.328 УК РБ, знаком лично со многими матерями и имеет свою точку зрения по данному вопросу» (Татьяна Алиева, «Матери-328», орфография автора сохранена).
Также не могу не упомянуть, что «Матери-328» не теряют контактов с различного рода беглыми экстремистами, террористами, «оппозиционерами». И получают от них финансирование. Совсем недавно была осуждена минчанка, которая участвовала в передаче денежных средств от небезызвестной Карач, в том числе и активисткам движения.

Чего еще изволите?

Так чего же еще желают «Матери-328»?

Снижения сроков по ч. 4 ст. 328 УК РБ. А это — распространение и изготовление наркотиков в составе организованной группы. В составе «наркотического» ОПГ, если говорить проще.

Существенного снижения верхних и нижних порогов наказания по всем частям ст. 328 УК РБ.

Повышения возраста наступления ответственности за распространение наркотиков до 16 лет.

Определения веса наркотика, который можно иметь при себе без наступления за это уголовной ответственности. Это значит, что преступник, задержанный с 1 граммом наркотика (например), будет наказан только административно. Что помешает распространителю выходить на закладку с одной дозой, возвращаться и брать следующую из тайника? Неужели штраф?

Исключения из обвинения «умысла на сбыт». Ситуация, когда у человека, который сам не потребитель, находят полтонны наркотика и он заявляет, что это он для себя запасся, видимо, должна ­перейти в разряд законодательно закрепленной. Про полтонны я, конечно, утрирую, но чего желают, надеюсь, понятно.

И еще хотят каждый год обязательную амнистию по «наркотическим» статьям.
У вас не возникает ощущения, что в следующий раз потребуют убрать статью 328 из УК? Кстати, такие предложения были, но пока как-то затихли об этом. Видимо, время еще не пришло.

Не пора ли остановиться?

Декрет № 6 прекрасно работал, с 2015 по 2019 год количество «наркотических» преступлений в Беларуси неуклонно снижалось: если «в 2014 году в медицинские учреждения с передозировкой поступил 1351 человек, из них 223 несовершеннолетних, то в 2018-м — 327, из них 11 несовершеннолетних». Наркоконтроль отлично делал свое дело, а суды раздавали заслуженные наказания. И вдруг громкие крики «Матерей-328», выступающих единым фронтом с «оппозицией» и «правозащитой», перечеркнули достигнутое.

По данным Следственного комитета, в Минске в 2020 году возбуждено 990 уголовных дел по ст. 328 УК РБ, 44 человека погибли от передозировки, несовершеннолетних среди них не было, с передозировками в больницы несовершеннолетние в 2020-м тоже не поступали.

А уже в 2021 году в Минске возбуждено почти 1299 уголовных дел, среди обвиняемых 33 несовершеннолетних, 112 ранее судимых. 72 человека погибли от передозировки, один из них — несовершеннолетний. С передозировками в больницах в 2021-м оказались 14 несовершеннолетних.

Всего в Беларуси в 2020 году по статье 328 УК РБ возбуждено 3504 уголовных дела, а в 2021-м — уже 4631.

33 несовершеннолетних в «наркотической» статистике в 2020 году и 90 — в 2021-м!

Выводы из этой статистики очевидны: немного притушив к 2018 году «наркотический» пожар (в том числе и рассадкой барыг по колониям), мы опять обострили ситуацию, когда в 2019-м начали их жалеть и выпускать. А ведь за каждой цифрой в статистике СК и МВД наши дети, их здоровье, судьбы и жизни…

Переждав период политической нестабильности, «Матери-328» вновь продолжают деятельность, и буквально полгода назад им вновь пообещали «смягчение некоторых пунктов УК». Надеюсь, страшные цифры статистики отрезвят тех, кто опять пытается наступить на «наркотические» грабли, идя на поводу у не в меру крикливых «Матерей-328».

Рисунки Олега КАРПОВИЧА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter