Календарь и традиции: 21 - 27 декабря

На грядущее житье

Календарь и традиции
Предпоследняя неделя декабря и всего 2015 года открывается днем Анфисы (в храмах — память мученицы Анфисы), которую у восточных славян называли рукодельницей: «Анфиса садится за шитье на грядущее житье».

Раньше девочек учили рукоделию с 7 — 8 лет — и не только среди крестьян, но и в семьях, принадлежавших к высшим сословиям. Обычно девушки шили и вышивали подушечки и платочки, а еще кисеты, которые дарили своим любимым. Такой подарок бережно хранился как оберег в бою, да и вообще от разных бед и несчастий. Кроме того, считалось, что вещь, сшитая девушкой, «пришивает» к ней избранника, накрепко соединяет сердца и души, что в будущем непременно обеспечит счастливую семейную жизнь. 

В прежние времена у каждой девушки к определенному возрасту должно было быть собрано приданое–«пасаг», причем значительная его часть изготавливалась руками самой невесты. Кстати, в перечень приданого обязательно включались иглы — символ соединения, «сшивания» новой семьи. Игла воплощает идею движения, контакта иногда, казалось бы, совершенно разных вещей. Она, предмет острый и колющий, считалась также отпугивающим средством для всякого рода нечисти, поэтому часто булавку прикалывали с внутренней стороны воротника.

Приданое — это в первую очередь постельное белье. Простыни и наволочки отделывались вязаными кружевами, иногда и вышивкой. У каждого региона был свой орнамент, своя цветовая гамма, таким образом, вещь выступала своеобразным «паспортом», по которому легко прочитать географию ее происхождения. Например, на Гомельщине и Брестчине чаще всего использовали растительный узор, обычно вышивали гладью, причем с необычайным мастерством.

Еще в приданое входили занавески для окон и дверей. Их называли ширмами и часто выполняли в технике ришелье. Интересно, что в некоторых регионах молодая невестка, придя в дом мужа, должна была снять все убранство (те же ширмы), развешенное когда–то свекровью, и украсить хату уже своим, «прынесеным». Так свекровь, хотя бы в чем–то, уступала невестке, а значит, и чему–то новому.

Обязательно в приданое шли скатерти–«абрусы», причем в немалом количестве — на «кожны дзень i на свята», и полотенца–«рушнiкi» — на все случаи жизни: от рождения до кончины.

В «пасаг» включалось немало личных вещей. И здесь надо отдельно выделить фартук — неотъемлемую часть женской одежды от совершеннолетия. С фартуком связана целая система различного рода обрядовых правил, предписаний, этикета и верований. Фартук символизировал саму женщину, идею рождения и продолжения рода, четкий смысл заключался и в орнаменте–обереге по его краю. Потеря фартука могла рассматриваться как «страта дзявоцкасцi», а вот вывешенный в окошке красный фартук означал, что в доме живет «чэсная нявеста». При переходе невесты в дом жениха навстречу ей под ноги свекровь расстилала свой фартук, чтобы молодая жена на него наступила, что опять–таки означало преемственность, приход нового и продолжение рода. С фартука проводили обряд засевания гречихи. 

25 декабря весь католический мир отмечает радостный праздник Рождества, к которому загодя готовятся, многие традиции в семьях сохраняются с давних времен и до наших дней. Как и прежде, в канун Рождества с вечера на стол ставятся только постные блюда. Обычно в родительский дом съезжается вся семья, наряжается елка, зажигаются свечи и дарятся подарки.

25 декабря — Спиридон–солнцеворот: солнышко поворачивает на лето. Если утро выдается ясное, то и новогодье будет таким же.

Советская Белоруссия № 245 (24875). Пятница, 18 декабря 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter