На духовный Фавор нельзя десантироваться

19 августа православные христиане отмечают двуединый праздник - Преображение Господне и яблочный Спас.
19 августа православные христиане отмечают двуединый праздник - Преображение Господне и яблочный Спас. Естественно, людям верующим не надо объяснять, что он означает, но даже атеисты, пожалуй, расскажут о том, что в этот день в храме освящают яблоки нового урожая и снимается запрет на их употребление. Какая же духовная сущность стоит за старинным, красивым и глубоко символичным обрядом? Рассказывает настоятель православного Свято-Никольского храма в поселке Чисть Молодечненского района священник Александр Иванов.

- Отец Александр, в августе празднуются три Спаса...

- Да. Первый - 14 августа по новому стилю - медовый: когда освящается мед. Второй - 19 августа - яблочный, Преображение. Третий - ореховый, так как начинается созревание орехов, еще имеющий название Спас на холсте. Медовым Спасом открывается Успенский пост, ореховый совпадает с его окончанием и фактически праздником Успения - 28 - 29 августа.

- Яблочный Спас считается главным. Почему?

- Исторически сложилось, что он совпадает с праздником Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Яблочный Спас, во время которого освящаются плоды, - традиция более народная, а потому понятная людям, недавно переступившим церковный порог. Преображение и Спас имеют различные корни, однако с давних пор стали двумя сторонами одной медали. Кроме даты проведения, их, безусловно, объединяет общее ключевое слово - Спас.

- Видимо, когда сегодняшний человек отмечает такие древние праздники, ему, кроме библейского, религиозного наполнения, требуется еще и созвучность происходящего собственному душевному состоянию. Какова может быть, на ваш взгляд, современная интерпретация духовного содержания праздника Преображения?

- У Ивана Шмелева в книге "Лето Господне" есть глава "Яблочный Спас". В ней описывается переживание мальчика-подростка, связанное с традицией освящения плодов. Читаешь о том, как герой повествования выбирает яблоки, и сам буквально чувствуешь их аромат. Кроме того, необыкновенно живописуются чувства ребенка, когда и церковь становится какой-то особенной, и люди, будто в гости собравшиеся, и все с нетерпением ожидают момента освящения яблок. А с ними, кажется, ждет того и сам Господь, который посмотрит и скажет: "Ну что ж, детки, кушайте, на здоровье". Но яблоки уже не простые, а церковные, освященные, вот оно и преображение в детском представлении. Преображение очень доброе и светлое.

Что касается самого события Преображения, исторически оно произошло незадолго до крестных страданий и воскресения Спасителя. Для того чтобы показать ученикам, что предстоящие ему муки будут добровольными, без принуждения, Иисус, поднявшись на гору Фавор, во время молитвы преобразился, показав свою славу - несотворенный свет, тем самым убеждая присутствовавших, что безгрешный человек может просветиться, а значит, преобразиться.

Смысл и цель нашей духовной жизни, коль мы ее ведем, заключается в соблюдении не только внешних обрядов и традиций, а именно в стремлении к тому, чтобы подняться на свой личный Фавор. Здесь уместно вспомнить слова Христа: верный в малом будет верен и во многом. Яблоко как раз и является тем малым, посредством чего мы можем показать свою верность Христу, ведь плоды запрещено вкушать до освящения.

Доподлинно не установлено, каким плодом змей искушал праматерь Еву, но некоторые традиции истолковывают, что это было яблоко. Существовал запрет Бога, направленный во благо человека, но человек поспешил и ошибся. Потому плоды и стали неким показателем послушания: не ешь, возрастай, совершенствуйся, всему свое время. Когда мы ведем речь об ограничении в употреблении яблок, то тем самым пытаемся совершить обратный путь. И, возможно, именно с этого, достаточно элементарного поступка, не требующего особых затрат и усилий, для кого-то начнется его собственное восхождение на Фавор. Сейчас действительно времена непростые, а такое восхождение - огромный, тяжкий труд. Даже апостолы, поднявшись на гору, обессилели настолько, что уснули. Многих пугает подобная перспектива. На Фавор не десантируются. На Фавор можно только взойти, что сравнимо с неким духовным альпинизмом.

- Скажите, тому, что вы стали священником, сопутствовали внешние обстоятельства, или же речь идет о вашем личном восхождение на свой Фавор?

- Я священник в первом поколении. Более того, моя семья ранее была абсолютно нерелигиозна. Однако говорить о каком-то собственном свершившемся восхождении я, конечно, не могу и не в праве. Это очень долгий путь. Длиною в целую жизнь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter