Директор Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен МИД Валерий Садохо — о национальных выставках за рубежом, деловой активности и имидже Беларуси

На других посмотреть и себя показать

Наша страна находится в постоянном поиске новых рынков. Один из наиболее эффективных способов в решении этого вопроса — участие в международных выставках. Именно там можно продемонстрировать потенциал своей продукции и понять, насколько и кому она интересна. Как правило, эффект участия проявляется в виде контрактов на внушительные суммы. Поэтому накануне проходит тщательная и иногда многолетняя процедура подготовки. Директор Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен МИД, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси, дипломат, эксперт по внешнеторговой деятельности Валерий Садохо раскрыл особенности этикета международной выставочной деятельности, а также рассказал, почему бизнесу сегодня нельзя быть пассивным.

В преддверии — масштабный проект

— Валерий Евгеньевич, известно, что одним из направлений работы Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен является организация международных выставочных мероприятий. На каких рынках предприятия нашей страны заявят о себе в ближайшее время?

— При выборе выставочных мероприятий за рубежом наш центр руководствуется национальными программами по развитию экспорта. Мы ориентируемся на концепцию равновесного соотношения поставок белорусских товаров на рынках ЕАЭС, ЕС и стран «дальней дуги». Перспективными для белорусской продукции сейчас видятся Южно-Азиатский и Африканский регионы. На этот год запланирована организация национальных экспозиций в Лахоре (Пакистан) и Найроби (Кения).

Очень важным для нас событием с точки зрения подготовки сейчас является масштабный проект: в скором времени в Дубае (ОАЭ) пройдет Всемирная выставка ЭКСПО 2020 — это площадка для демонстрации национальных идей, на которой каждая страна презентует свой интеллектуальный, технический и культурный потенциал в контексте мировых тенденций. Для белорусских участников это уникальный шанс заявить о себе, показать свои достижения, обменяться опытом с коллегами со всего мира.

Наш ответ зарубежным торговым платформам

— Как, по вашему мнению, будет развиваться выставочная деятельность в ближайшей перспективе: будут ли белорусские товары больше представлены на виртуальных выставках или все же останутся в традиционном формате? Сегодня по этому поводу высказывают совершенно разные мнения.

— Для экономии времени и снижения затрат на участие виртуальный формат представления производимой продукции уже сейчас является достаточно эффективным инструментом. B качестве такой виртуальной площадки можно, например, рассматривать портал информационной поддержки экспорта Export.by, который является витриной белорусских товаров. Здесь размещены информация о предприятиях, продукции, ценах, условиях поставок, контактные данные продавца. Его посещают пользователи из 192 стран мира. На портале присутствуют более 6 тысяч компаний из различных отраслей, которые разместили необходимые сведения более чем о 17 тысячах белорусских товаров. Участие в проекте абсолютно бесплатное. Задача портала — представить все предприятия нашей страны на одном ресурсе.

youtube.com

Нужно принимать во внимание, что на нашу страну обрушились международные торговые площадки Amazone, Aliexpress, Wildberries. Именно поэтому сегодня нужен такой ресурс, который продемонстрирует и позволит купить все белорусские товары. Трактор, конечно, через интернет продать сложно. Но для легкой промышленности это актуальнее ввиду повышающейся конкуренции, в том числе и на внутреннем рынке. В связи с этим мы с председателем концерна «Беллегпром» Николаем Ефимчиком сейчас договариваемся о создании пилотного проекта, в котором база концерна будет полностью представлена на портале, с возможностью заказать любой товар. Планируется, что проект начнет работу к середине года. Мы хотели бы начать с легкой промышленности и запустить схему логистики по Беларуси и России. Апробируем такую модель и в последующем сможем ее масштабировать для других направлений.

Вместе с тем традиционный формат выставки по-прежнему является актуальным. Потенциальный покупатель хочет иметь возможность увидеть и попробовать товар, обсудить условия его приобретения, задать интересующие его вопросы, завязать личные контакты.

Деловая активность в приоритете

— Тем не менее сегодня представители бизнеса не всегда хотят выставлять свою экспозицию на зарубежных мероприятиях. Скажите, так ли это и насколько опасно сегодня бизнесу быть пассивным?

— Белорусская экономика открыта, и у нас нет другого выхода, как вести так называемую агрессивную экспортную политику: присутствовать на всех возможных рынках, максимально участвовать в международных выставках, давать рекламу, заказывать исследования, проводить бизнес-встречи различных форматов. Это первостепенная задача. У нас есть энергия, понимание у бизнеса, но нет такого опыта, чтобы устанавливать контакты и приглашать нужных представителей сюда. Вместе с тем я бы не сказал, что белорусы обладают тем ярлыком размеренности, который мы сами себе определили. Бизнес у нас крайне индивидуален: есть очень успешные примеры, которые быстро прирастают, но без тех, кто может заснуть на ходу, тоже не обходимся. Да, часто тяжело собрать компании на выставки. Иногда они пассивнее, чем им следовало быть. Но когда это получается, то WOW-эффект не заставляет себя ждать. К примеру, в прошлом году в ноябре 85 белорусских предприятий участвовали в выставке China International Import Expo в Шанхае. Выставка оказалась самой результативной по суммам заключенных соглашений и контрактов. Готовились серьезно и постоянно координировали свои действия с Правительством. Рынок Китая очень перспективный для нашей страны. Наши усилия позволили заключить 24 договора на общую сумму 117 млн долларов. Всего же за год таких контрактов на всех выставках заключили на сумму 150 млн долларов. Также подписали 33 договора о намерениях на сумму 30 млн долларов.

Национальные экспозиции особенно привлекательны: именно здесь можно лучше всего продемонстрировать достижения страны.
srcic.com

Поправка на рынок

— Как вы считаете, нужны ли сегодня маркетинговые коррективы в продвижении белорусской продукции?

— Да, они нужны. То, что было 10—15 лет назад, сегодня не подходит. Например, если бизнеса нет в интернете — значит, для потенциального потребителя его не существует. Важно и присутствие на крупнейших торговых площадках. Нам нужно перестраивать свое мышление. Что касается выставок — должны быть достойные рекламные материалы. Особо важна адаптация рекламы к конкретному рынку. Не менее важно владеть достоверной информацией о рынке, своих конкурентах, условиях ведения бизнеса. Особенно это касается рынка ЕС. Нам нужно вплотную заняться сертификацией белорусских товаров в соответствии с требованиями ЕС.

Имидж — все

— Имидж страны сильно влияет на узнаваемость белорусских товаров. Скажите, что нужно и можно сделать, чтобы стать заметнее на международной арене?

— У нас есть вопрос в части узнаваемости нашей страны. Это наследие, которое нам досталось от СССР. Нас узнают на мировых аренах, но если говорить о рынках дальних стран, то не все смогут найти нас на карте. Но сегодня для того, чтобы имидж государства был заметным, делается очень многое. Нас начинает узнавать все большее количество стран. Составляющих в этой работе очень много, начиная от спорта, где мы заявляем о себе в теннисе, биатлоне, и заканчивая высокими технологиями. Мы сейчас активно готовимся к ЭКСПО 2020 — выставке, которая содействует узнаваемости страны. Задача — удивить мир нашими достижениями. И у нас есть что показать. Чего только стоит наш Парк высоких технологий. Но факт остается фактом: выстраивание имиджа — долгоиграющий проект. Сегодня мы знаем направления работы по этому вопросу и продвигаем наши интересы на международной арене.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter