На абордаж!

После церемонии вручения премий «Оскар» всем хочется посмотреть не только нашумевший «Аватар», но и «Повелителя бури» или «Бесславных ублюдков». Кроме того, на компьютерный рынок недавно вышло и множество игровых новинок. Толпы кино– и игроманов, прицениваясь, снуют по развалам дисков, выбирая между лицензионной и пиратской продукцией...

После церемонии вручения премий «Оскар» всем хочется посмотреть не только нашумевший «Аватар», но и «Повелителя бури» или «Бесславных ублюдков». Кроме того, на компьютерный рынок недавно вышло и множество игровых новинок. Толпы кино– и игроманов, прицениваясь, снуют по развалам дисков, выбирая между лицензионной и пиратской продукцией. На чем остановиться: на фильмах с пылу с жару из Голливуда или на «копиях копий»? Оба автора «Спор–площадки» и на этот вопрос отвечают совершенно по–разному. Один из полемистов убежден, что проблема пиратства явно надуманна и искусственно нагнетается продюсерами, сами же виртуальные корсары лишь продвигают искусство в массы. И вообще, правнуков капитана Флинта пора реабилитировать, как это сделали в Швеции, допустив в парламент представителей Партии пиратов. Его оппонент, напротив, негодует, клеймя нарушителей лицензии наравне с... фальшивомонетчиками, и приветствует недавние санкции против известного в интернете сервиса по обмену файлами. Кто же прав? Выносим дискуссию на суд читателей.


За


Электронные парфюмеры


Роман РУДЬ, жмущий руку пирату:


— Сказали бы мне раньше, ни за что б не поверил. В лицо бы рассмеялся тому, кто осмелился утверждать, что я, весь такой законопослушный, когда–нибудь пойду на поклон к пиратам. На поклон — в буквальном смысле: вынужден низко кланяться злостным нарушителям авторских прав за то, что они есть. Мало того, Андрей, я мысленно жму руку бессовестным расхитителям интеллектуальной собственности. Вот такая неприятная метаморфоза со мной приключилась. Это произошло благодаря людям, жестоко страдающим от пиратства, — правообладателям, то есть продюсерам и издателям различной цифровой продукции.


Дело в том, что они пригласили меня, честного потребителя, пострадать с ними за компанию. Ну как пригласили... Поставили перед фактом. Мол, раз нам несладко, то и ты взвоешь. Они обвешали свои недешевые диски с фильмами, играми, музыкой такими средствами защиты от незаконного копирования, что рядовому покупателю на самом деле впору завыть. Секретные коды, пароли активации, интернет–ключи, аппаратные схемы — все силы на борьбу с тобой, потенциальным флибустьером.


Доходит до абсурда. Человек мчится в Москву, честно покупает дорогущее лицензионное издание нужной ему программы, радостный летит домой, вставляет диск и... «Активация невозможна». Это сработала так называемая региональная защита, при которой ты не можешь в Беларуси запустить диск, законно приобретенный в России или Украине. А потом несчастный мужик, матерясь, покупает за углом у пиратов дешевенькую и работоспособную копию той же программы, после чего клянется никогда в жизни не приобретать лицензионные версии.


Что следует из этого примера? Во–первых, профессиональные взломщики чужих программ легко обходят средства защиты, которые создают неудобства только законопослушным потребителям. Во–вторых, парадокс: стремясь обезопасить свою продукцию от пиратов, издатели, наоборот, толкают массу людей в их объятия. Как меня, например. Стремление хозяев авторских прав любыми путями не упустить ни цента прибыли порой выглядит как банальная жадность и вызывает справедливое негодование, оборачивающееся эффективным противодействием. Скажем, компания «Юбисофт» недавно объявила, что придумала новый способ борьбы с незаконным копированием: дескать, только добросовестные покупатели смогут использовать их компьютерную игру, ведь она не запустится без интернет–соединения с сервером компании... Это вызвало бурю возмущения — с какой стати люди, приобретя официальную версию игры, должны потом ежечасно доказывать какому–то предприятию, что они не верблюды? По какому праву это предприятие хочет знать о наших игровых предпочтениях? Как быть, если поиграть хочется, а интернета вдруг нет? Разумеется, игру взломали буквально за сутки.


Не удивляйся, Андрей, но и у тебя есть сабля, деревянная нога и повязка на глазу — ты тоже немножко капитан Флинт. Дал мне на днях посмотреть один хороший фильм и думаешь, что весь в белом? Мол, благородно оказал услугу товарищу? С твоей точки зрения так и есть. С моей тоже. А вот издатели фильма наверняка считают, что ты нанес им ущерб в виде упущенной выгоды. Ведь я, по их мнению, был бы вынужден пойти и купить еще одну лицензионную копию этого диска, если бы не твой мерзкий поступок... Ты лишил бедняг десяти моих долларов.


Так и с файлообменниками — издатели против, чтобы люди давали друг другу посмотреть кино или послушать музыку. Ведь они никому за это не платят! Упущенные покупатели, несостоявшаяся прибыль, потерянная выгода... Любопытно, почему эти вопросы не волнуют действительно талантливых людей, которые свободно выкладывают свои творения в сеть? Так и говорят: «Слушайте и смотрите, наслаждайтесь, а если понравится — купите наш диск». По–моему, это честный подход, куда более справедливый, чем «Сначала купите, а потом уж жалейте о напрасно потраченных деньгах».


Вот Петр Налич, который поедет от России на «Евровидение», — он как раз заработал известность благодаря интернету и продолжает исповедовать этот принцип: все новые произведения выкладываются им для бесплатного скачивания. А зарабатывает музыкант, как и положено, концертами. И не кричит, что пираты лишают его куска хлеба... Кричали бы торговцы его талантом, если бы Налич собрал вокруг себя этих нахлебников.


Да, пиратская продукция — низкого качества: фильмы порезаны так, что умещаются по 12 штук на одном диске; программы порой работают криво; музыка сжата до невозможности... Но это и хорошо! Потому что корсары в данном случае выступают как парфюмеры, выпускающие бесплатные микроскопические пробники духов и туалетной воды. Если понравится аромат, тогда и купишь уже целый флакончик. Аналогично с электронной продукцией — попробовав плохонькую экранную копию стоящего фильма, я обязательно куплю его в лицензионном качестве. Так что издателям, если вдуматься, тоже не мешало бы отвесить пиратам низкий поклон — за рекламу...


Против


Жлобы — не мы!


Андрей ДЕМЕНТЬЕВСКИЙ, приветствующий голограммы, пароли и пин–коды:


— Ну и ну! Кланяешься виртуальным флибустьерам и цифровым корсарам? Поешь дифирамбы компьютерным барыгам? А ты еще пойди поклонись в пояс каким–нибудь террористам или перевозчикам контрабанды. Пожми руку наркотрафикерам. Ведь если следовать твоей логике, то милиционеры, охранники, таможенники, пограничники создают тебе массу неудобств при пересечении границы или посещении массовых мероприятий. И действительно, с какой стати ты, законопослушный турист, меломан или болельщик, должен кому–то доказывать, что ты — не нарушитель? Конечно, можно и так рассуждать, но не обижайся потом, став жертвой преступления.


Все твои рассуждения — типичный пример двойных стандартов. Подумаешь, «скачал» файл с фильмом или треком певца, обманул жлобов–продюсеров, да? Но ведь ты, скажем, запираешь свою машину на ключ? Замок на двери квартиры тоже, наверное, имеется? Подозреваю, что и доступ к твоей банковской карточке защищен пин–кодом. И крупные купюры иной раз на свет проверяешь. Все правильно: защищаешь свою собственность. Вот и разработчики дисков с фильмами, музыкой, играми тоже защищают свое богатство, соблюдают условия контрактов с партнерами по легальному бизнесу. С какой стати они должны делиться заработком с неизвестными молодыми людьми, промышляющими на рынках и в подземных переходах?


Представь, что ты редактируешь и издаешь журнал — довольно качественно, на хорошей дорогой бумаге. Читателю твое издание обходится недешево (как и тебе — производителю), но за «Роман супер таймс» (или «Рудь пупер ньюс») выстраиваются очереди в киосках. Это быстро просекают медиафлибустьеры. Газетные капитаны флинты копируют твое детище, правда, на серенькой, чуть ли не оберточной бумаженции, а сбывают вдвое дешевле да без всяких очередей. Дорогой читатель короткими перебежками бежит к пиратской шхуне, а на газетных лотках твои супер–пуперрепортажи и новости начинают покрываться плесенью. И вот уже «у постели твоей кредиторы стоят».


Как только испытаешь изобретательность похитителей плодов чужих творческих мук на собственной шкуре, вмиг обнаружишь себя за рулем бульдозера. Того самого, который время от времени показательно размалывает тонны пиратской продукции. И поделом! Хотя пираты, к сожалению, как и любая другая мафия, бессмертны. Мало того что пустили корни по всему миру, так и еще плодят себе подобных. Причем не только в сфере «скачивания» файлов и копирования дисков, подделок модных брэндов, но и, так сказать, в смежных областях. Еще можно как–то махнуть рукой на ущемление интересов какой–нибудь Сердючки или Дольче и Габбаны: чай с голоду не помрут. Но другая проблема — культивирование духа тотальной халявы, взращивание целой формации балбесов, «слизывающих» не только контрольные по математике у соседа по парте, курсовые из интернета, но и чужие мысли, открытия, творческие находки. «Вот тому чуваку из DVD–киоска можно «бабло» по–легкому косить, а я чем хуже?» — чешет затылок тинейджер и думает, как бы это, шибко не напрягаясь, побольше «лохов кинуть». В универе, в коммерции, на работе... Такой сорт нахлебников уже называют «поколением copy pastе» — мальчики и девочки не удосуживаются вникать в компьютерные премудрости, зато виртуозно пользуются функциями «копировать–вставить». То бишь, слямзить у автора и присвоить себе.


А где халява — там и халтура. Однажды столкнулся с начинающим журналистом, который принес в редакцию рецензию на киношный «ужастик». На вопрос об авторстве опуса уверенно ткнул себя пальцем в грудь. И отвел глаза... Что ж, я навел справки в интернет–поисковике и обнаружил точную копию статьи на одном из сайтов. Потом был жесткий разговор, и хорошо если он послужил юноше уроком. А если не проняло?


Давай не романтизировать участников контрафактного бизнеса. Думаю, они не лучше фальшивомонетчиков или производителей липовых медпрепаратов. Знаешь, о чем я думал, когда увидел в подземном переходе пиратский диск с шестикратным оскароносцем — фильмом «Повелитель бури»? Режиссер Кэтрин Бигелоу достаточно молодо и гламурно выглядит, но ей уже под 60. Ленту о саперах эта почти пенсионерка снимала в Иордании, когда стояла страшная жара. Оператор Барри Акройд получил тепловой удар. Кэтрин и исполнитель главной роли Джереми Реннер пахали сутками. Ночевали в палатках. Сценарист Марк Боал рисковал жизнью, изучая будни солдат в Ираке. Команда Бигелоу выложилась на всю катушку — шесть «Оскаров»! Эти профи заслужили хорошее вознаграждение и признание киноаудитории... Но вот диск с блеклой этикеткой. На нем — не копия даже, а скрытая съемка киносеанса военной драмы — жуткий звук, головы и спины опоздавших в зал американских зрителей. Потомок Флинта ждет «червонец» за мутный, как ты выражаешься, пробник. Однако на парфюмера этот торгаш, явно ничего не достигший в жизни собственным умом, совсем не похож. Его деньги не пахнут. Они просто смердят.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter