Мыльная опера на колесах

Армия излишне экономных водителей, старающихся превратить в ванную комнату для своего авто любое пригодное место, куда больше, чем армия экологов...

На днях стала свидетелем того, как один из жильцов моего дома, вооружившись ведром, шампунем и тряпкой, беззастенчиво устроил своему автомобилю «банный день» прямо во дворе рядом с детской площадкой.


— Вы же грязь прямо на тротуар смываете, — решилась вступиться за окружающую среду я. — За это и штраф заплатить можно...


— Еще вопрос, что грязнее: мой шампунь или ваш асфальт, — невозмутимо парировал «банщик». — И вообще, девушка, читайте новый административный кодекс — там про мойку ничего нет.


«За всем не уследишь»


Сосед оказался прав, в административном кодексе, вступившем в силу в марте 2007 года, конкретно про мытье машин в неустановленных местах не было ни слова. Выходит, автолюбители ничем не рискуют, превращая дворы, а порой и целые улицы в стихийные автомойки? В Минске, например, жители Роменской улицы не знают, куда деваться: к их водяной колонке водители пригоняют свои авто постоянно. После них остаются грязные лужи пополам с пеной автошампуней и мусор — выброшенные поролоновые губки, флаконы от моющих средств. Делать замечания автовладельцам — себе дороже: в ответ — только брань. И это не единственное место, ставшее самодеятельной автомойкой в городе.


— Заниматься нарушителями, которые моют свои автомобили во дворах, должен не только наш комитет, но и службы экологического надзора при ГАИ, — рассказали в Минском городском комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды. — Мы уделяем больше внимания контролю за соблюдением требований природоохранного законодательства предприятиями и организациями. Но если наши сотрудники замечают водителя с тряпкой возле машины, то мимо, естественно, не проходят. При мытье транспорта в почву попадают и мыльные растворы, и нефтепродукты. Естественно, это наносит серьезный урон окружающей среде. У нас есть несколько статей в Водном кодексе и Кодексе о земле, при нарушении которых мы можем начинать административный процесс против мойщиков машин.


Конечно же, экологи вносят свой вклад в борьбу за чистоту: реагируют на все поступающие к ним жалобы, выезжают на плановые проверки. Но ведь к каждой колонке борца за экологию не приставишь. К тому же, если заявление какого–либо гражданина не подкреплено доказательствами, например фотографиями или видеосъемкой, начать разбирательство весьма сложно.


Чьи руки не доходят?


Армия излишне экономных водителей, старающихся превратить в ванную комнату для своего авто любое пригодное место, куда больше, чем армия экологов. Но за сохранение природной среды последним помогают бороться и сотрудники милиции.


— Несмотря на то что в административном кодексе действительно нет отдельной статьи, предусматривающей наказание за мытье автомобилей в неустановленных местах, у милиции есть рычаги воздействия на нарушителей, — объясняет начальник отдела экологического надзора ГАИ ГУВД Мингорисполкома Сергей Коровацкий. — В Правилах дорожного движения есть пункт 7.4, обязывающий водителей не допускать загрязнение дорог и окружающей среды. Проще говоря, мытье машины во дворе или у водоема — нарушение ПДД, за которое уже по административному кодексу можно выписать мойщику штраф. Также статьей 18.35 того же кодекса предусмотрен штраф от 70.000 до 175.000 за загрязнение автодороги. Но наказание могло бы быть более суровым для кошелька. Дело в том, что в 1997 году министром ЖКХ были утверждены правила благоустройства и содержания территорий городов и городских поселков. Пунктом 4.13 этих правил запрещается «осуществлять мойку автотранспорта во дворах, на улицах и в других местах общего пользования». За нарушение предусматривается штраф от 5 до 25 базовых величин. Осуществлять надзор за соблюдением этих правил должны сотрудники ЖЭСов и ЖРЭО. Но они, вместо того чтобы воспользоваться своим правом составлять протоколы, предпочитают закрывать глаза на мытье машин во дворах.


Вот и возникает вопрос: с одной стороны, милиция не отказывается выводить на чистую воду автолюбителей, с другой стороны, эти полномочия делегированы работникам жилищно–коммунального хозяйства. Кроме того, у экологического подразделения ГАИ несколько иные задачи: работа с передвижными источниками загрязнения, контроль за выбросами в атмосферу вредных веществ. К тому же, если в каждом дворе поставить по инспектору ГАИ, кто будет следить за безопасностью на дорогах? Остается последняя инстанция — жилищные службы. Оказалось, там проблему видят в другом свете:


— Милиция все сложила на наши плечи, — сокрушается сотрудница ЖРЭО одного из районов города. — Машину ли моют, собаку ли без намордника выгуливают, дебоширят ли чьи–то соседи... А никто даже не подумал, что отношение человека к сотруднику ЖЭСа и милиционеру при погонах — разное. Мои коллеги неоднократно жаловались, что при попытках составить протоколы постоянно слышат оскорбления. Некоторые автолюбители даже не считают нужным разговаривать с нашими сотрудниками, просто поворачиваются к ним спиной...


***


Странная выходит ситуация: в одних структурах не хватает людей, чтобы за всем уследить, других закон ограничил в выборе мер наказания, а третьи, хоть и имеют все карты на руках, просто не способны реально повлиять на ситуацию. А тем временем наши соседи трут «спинки» своих грязных машин прямо во дворах, стирают коврики из салона, моют колесные диски, сливая остатки мыльной воды на цветочные клумбы... Не пора ли нарушить эту «банно–автомобильную» идиллию?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter