Один мой рассеянный приятель, покупавший по поручению семьи сладости, однажды довел продавщиц до шока, до "тревожной кнопки". Придя в соответствующий отдел, он, близоруко щурясь, стал перечислять названия конфет: "Коровка на Севере", "Красный мишка", "Мятная шапочка" - ну и так далее, в том же духе.
Этот занимательный факт пришел на память при виде буклета "Пять шагов к лучшей жизни", который я на днях вынул из своего почтового ящика. Местный активист партии БНФ "ретранслировал" предвыборную программу коалиции "Пятерка плюс" в форме навязчивых бумаг, напомнивших о "Красном мишке".
Ну, скажем, что означает такой "шаг", как "Государственные деньги - на службу народу"? Подобного рода фразеологический оборот - типичная "Коровка на Севере". Ведь "народ" - понятие достаточно широкое. Теоретически несложно представить, что если государственные деньги, например, в США или Англии получают военные корпорации на разработку нового оружия массового поражения, то это значит, что деньги, предоставленные "народу" в лице современных Морганов, Вандербильтов и прочих Дюпонов, попали по назначению, в соответствии с пожеланиями "Пятерки плюс".
Скажут: мы конкретизируем. Да, в бумаге есть и конкретизация, например в благородной фразе "Деньги - детям". Опять перед нами "Мятная шапочка", сильно напоминающая сбор финансовых средств Остапом Бендером в славном городе Старгороде на помощь нуждающейся детворе. Поскольку в любом государстве, к несчастью, есть сироты, есть малообеспеченные и нуждающиеся граждане, постольку лозунг вроде вышеупомянутого является, с одной стороны, беспроигрышным, а с другой - не несет в себе никакой позитивной смысловой нагрузки.
К этому надо добавить, что сюжеты, опубликованные в буклете, сильно напоминают демократическую атаку на КПСС в конце 80-х - начале 90-х годов. Не содержанием - формой.
Скажем, такой "шаг", как "обеспечить экономический подъем" (что и говорить, оригинально), мы имели честь наблюдать с 1985 года. Пока "обеспечивали", рухнула советская экономика, и понадобилось больше десяти лет, чтобы поднять страну до уровня, предшествовавшего преобразованиям.
Но есть и отличия. Если тогда, в конце 80-х - начале 90-х, все было внове, любой демократ смахивал на революционного матроса с "Авроры", то ныне повторение подзабытых постулатов вызывает у кого раздражение, у кого откровенную скуку.
Очевидно, что перед любым кандидатом во что-то или куда-то стоит задача в максимально ясной и лаконичной форме донести до избирателей свое мировоззренческое, социально-экономическое кредо. У кого-то это получается, а у кого-то - нет. Помнится, Билл Клинтон вышел к избирателям не только со скучными экономико-политическими выкладками, но и с запоминающимся лозунгом: "В XXI век - с молодым президентом". И что б вы думали? То, что есть экономические выкладки, подзабыли, а то, что президент молод, - запомнили. И это понравилось. А результат известен.
Когда просматриваешь тексты вроде вышеупомянутых, понимаешь, что дефицит идей носит хроническую форму. Как не было ничего оригинального тогда, 15 лет назад, так нет ничего интересного и сегодня. "Пять шагов к лучшей жизни" можно опубликовать в любой из стран СНГ, да и не только на постсоветском пространстве. В той же Польше с пониманием отнесутся и к требованиям "Власть для народа", и "Уважение в мире", и "Защитить трудящихся". А такого рода всеядность - вовсе не признак политической самостоятельности мышления.
В принципе, водоразделом мнений в политических кругах служит максима, заключающаяся в ответе на простой вопрос: идти на выборы или бойкотировать их. Известная "пятерка" говорит, что "избираться" надо. Не менее известный деятель публикует "письма издалека", в которых в достаточно резкой форме утверждает, что никуда идти не надо, уже были, мол, результаты известны и все такое прочее. Но, по сути, этот спор означает, что и к очередным выборам оппозиция приходит с пустыми идеологическими руками. Отсюда и многочисленные накладки вроде "Коровок на Севере" и "Красных мишек".
К слову, понятие "цвет" для выборов - не просто "фишка". Это - еще один элемент политической, мировоззренческой определенности. Скажем, у известной партии флаг был красного цвета, и все грехи и успехи этой партии во многом ассоциировались с этим флагом. Цвет политического поражения в республике тоже достаточно хорошо известен, может, поэтому он все меньше и меньше попадается на глаза. Так что можно смело рекомендовать политтехнологам озаботиться и проблемой цвета, ведь не исключено, что, выбрав цвет, попадешь в масть.
Что ни говори, но констатация "Беларусь - молодое государство" означает, кроме всего прочего, и то, что политические структуры у нас тоже молоды. Молодость - несомненное преимущество. Однако не в том случае, когда логические ошибки подаются в виде политических аксиом, софизмы выступают в форме пророчеств Дельфийского оракула, а обычные, стандартные клише выдаются за докторские диссертации, над которыми авторы страдали не одну бессонную ночь. Не говоря уже о том, что любые "шаги", "этапы", "дни" и прочее только тогда имеют смысл, когда подкреплены конкретным делом и за ними стоят прагматики, а не мечтатели с юношеским задором в глазах.
Борис ЛЕПЕШКО, Брест.
Мятная шапочка
Один мой рассеянный приятель, покупавший по поручению семьи сладости, однажды довел продавщиц до шока, до "тревожной кнопки".