Мятная шапочка

Один мой рассеянный приятель, покупавший по поручению семьи сладости, однажды довел продавщиц до шока, до "тревожной кнопки".
Один мой рассеянный приятель, покупавший по поручению семьи сладости, однажды довел продавщиц до шока, до "тревожной кнопки". Придя в соответствующий отдел, он, близоруко щурясь, стал перечислять названия конфет: "Коровка на Севере", "Красный мишка", "Мятная шапочка" - ну и так далее, в том же духе.

Этот занимательный факт пришел на память при виде буклета "Пять шагов к лучшей жизни", который я на днях вынул из своего почтового ящика. Местный активист партии БНФ "ретранслировал" предвыборную программу коалиции "Пятерка плюс" в форме навязчивых бумаг, напомнивших о "Красном мишке".

Ну, скажем, что означает такой "шаг", как "Государственные деньги - на службу народу"? Подобного рода фразеологический оборот - типичная "Коровка на Севере". Ведь "народ" - понятие достаточно широкое. Теоретически несложно представить, что если государственные деньги, например, в США или Англии получают военные корпорации на разработку нового оружия массового поражения, то это значит, что деньги, предоставленные "народу" в лице современных Морганов, Вандербильтов и прочих Дюпонов, попали по назначению, в соответствии с пожеланиями "Пятерки плюс".

Скажут: мы конкретизируем. Да, в бумаге есть и конкретизация, например в благородной фразе "Деньги - детям". Опять перед нами "Мятная шапочка", сильно напоминающая сбор финансовых средств Остапом Бендером в славном городе Старгороде на помощь нуждающейся детворе. Поскольку в любом государстве, к несчастью, есть сироты, есть малообеспеченные и нуждающиеся граждане, постольку лозунг вроде вышеупомянутого является, с одной стороны, беспроигрышным, а с другой - не несет в себе никакой позитивной смысловой нагрузки.

К этому надо добавить, что сюжеты, опубликованные в буклете, сильно напоминают демократическую атаку на КПСС в конце 80-х - начале 90-х годов. Не содержанием - формой.

Скажем, такой "шаг", как "обеспечить экономический подъем" (что и говорить, оригинально), мы имели честь наблюдать с 1985 года. Пока "обеспечивали", рухнула советская экономика, и понадобилось больше десяти лет, чтобы поднять страну до уровня, предшествовавшего преобразованиям.

Но есть и отличия. Если тогда, в конце 80-х - начале 90-х, все было внове, любой демократ смахивал на революционного матроса с "Авроры", то ныне повторение подзабытых постулатов вызывает у кого раздражение, у кого откровенную скуку.

Очевидно, что перед любым кандидатом во что-то или куда-то стоит задача в максимально ясной и лаконичной форме донести до избирателей свое мировоззренческое, социально-экономическое кредо. У кого-то это получается, а у кого-то - нет. Помнится, Билл Клинтон вышел к избирателям не только со скучными экономико-политическими выкладками, но и с запоминающимся лозунгом: "В XXI век - с молодым президентом". И что б вы думали? То, что есть экономические выкладки, подзабыли, а то, что президент молод, - запомнили. И это понравилось. А результат известен.

Когда просматриваешь тексты вроде вышеупомянутых, понимаешь, что дефицит идей носит хроническую форму. Как не было ничего оригинального тогда, 15 лет назад, так нет ничего интересного и сегодня. "Пять шагов к лучшей жизни" можно опубликовать в любой из стран СНГ, да и не только на постсоветском пространстве. В той же Польше с пониманием отнесутся и к требованиям "Власть для народа", и "Уважение в мире", и "Защитить трудящихся". А такого рода всеядность - вовсе не признак политической самостоятельности мышления.

В принципе, водоразделом мнений в политических кругах служит максима, заключающаяся в ответе на простой вопрос: идти на выборы или бойкотировать их. Известная "пятерка" говорит, что "избираться" надо. Не менее известный деятель публикует "письма издалека", в которых в достаточно резкой форме утверждает, что никуда идти не надо, уже были, мол, результаты известны и все такое прочее. Но, по сути, этот спор означает, что и к очередным выборам оппозиция приходит с пустыми идеологическими руками. Отсюда и многочисленные накладки вроде "Коровок на Севере" и "Красных мишек".

К слову, понятие "цвет" для выборов - не просто "фишка". Это - еще один элемент политической, мировоззренческой определенности. Скажем, у известной партии флаг был красного цвета, и все грехи и успехи этой партии во многом ассоциировались с этим флагом. Цвет политического поражения в республике тоже достаточно хорошо известен, может, поэтому он все меньше и меньше попадается на глаза. Так что можно смело рекомендовать политтехнологам озаботиться и проблемой цвета, ведь не исключено, что, выбрав цвет, попадешь в масть.

Что ни говори, но констатация "Беларусь - молодое государство" означает, кроме всего прочего, и то, что политические структуры у нас тоже молоды. Молодость - несомненное преимущество. Однако не в том случае, когда логические ошибки подаются в виде политических аксиом, софизмы выступают в форме пророчеств Дельфийского оракула, а обычные, стандартные клише выдаются за докторские диссертации, над которыми авторы страдали не одну бессонную ночь. Не говоря уже о том, что любые "шаги", "этапы", "дни" и прочее только тогда имеют смысл, когда подкреплены конкретным делом и за ними стоят прагматики, а не мечтатели с юношеским задором в глазах.

Борис ЛЕПЕШКО, Брест.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter