О рассыпающемся фундаменте белорусского баскетбола сказано уже немало. Рассуждения о том, что "эти уйдут, а кто дальше?", звучат каждый раз, стоит национальным сборным начать подготовку к очередному отборочному этапу. Ответов, понятное дело, не находится. Тем не менее недавний матч звезд национального чемпионата собрал на паркете Дворца спорта не только профессионалов, но и почти три десятка совсем юных баскетболистов из дюжины городов. Впечатлившись обширной географией, мы постарались понять, что движет людьми, назло всем проблемам продолжающим собирать и тренировать детские команды в белорусской глубинке?
Евгений Грехов, Сморгонь:
- Тренером я работаю уже четвертый год. Получил травму и решил вернуться в Сморгонь, в ту самую школу, где когда-то сам начинал. Сразу попал в отделение девочек, но так даже интереснее. Без фанатичной любви к спорту детским тренером в Беларуси никогда работать не сможешь. На начальном этапе в деньгах проигрываешь практически всем профессиям. Потом, правда, кто-то из ребят начинает показывать результаты, тебе начисляют коэффициенты. Например, в этом году три мои девочки стали чемпионками страны в своем возрасте. Так что, имея три группы по 14--15 человек, пусть и затягивая поясок, но жить можно. Правда, набрать их непросто. Я помню, как проходили тренировки в моем детстве. Зал всегда был полный, человек 20 - что мальчишек, что девчонок. Всех возрастов. Сморгонская баскетбольная школа всегда была на высоте: Юлия Рытикова, например, отсюда вышла. Но сейчас многое изменилось. Город маленький, всего семь школ, в большинстве из них - всего по два первых класса. А кроме баскетбола, есть и футбол, и волейбол, и легкая атлетика, и дзюдо... Самое интересное, что дети не изменились - если уж попадают в зал, потом их оттуда не выгонишь. Но другие ценности появились у родителей. Их очень сложно убедить, что ребенку нужно заниматься спортом. Все считают, что дети должны только учиться, а не кататься по соревнованиям. Да еще и за родительский счет. В результате - много примеров, когда папы и мамы "страхуются": делают справку, что ребенок не может заниматься спортом по состоянию здоровья. Чуть ли не каждый второй относится к "подготовительной группе". Причем нередко это вполне перспективные дети, которые запросто могли бы заниматься.
Валерий Трухан, Береза:
- Я в детском спорте с 1992 года. Березовская баскетбольная школа - это, считай, мое детище. Я ведь сюда после университета обычным учителем физкультуры приехал. На базе одной из двух школ, где не было даже минимальной базы для тренировок, открыл секцию баскетбола. Когда построили третью - с новым залом, попросил о переводе туда и "перевез" с собой свой баскетбольный проект. Больших целей не ставил. Сначала собрал человек 10 ребят, чтобы выиграть районные соревнования у школьников. Потом захотелось большего... И, оглядываясь, мне порой странно слышать сетования, что ситуация в детском спорте у нас постоянно ухудшается. Хуже, чем было в то время, наверное, уже невозможно. Не было ведь вообще ничего. Даже мячи - из тех, которыми еще отцы моих учеников, наверное, играли. Но тренировались, спонсоров привлекали. Даже не представляете, каких сил мне стоило находить деньги. Я надоедал директорам заводов, сидел часами в приемных... Там каплю, здесь, но дети в результате могли выехать на соревнования. Сейчас, говорят, найти деньги стало сложнее, но, по-моему, проблема в том, что у потенциальных спонсоров нет своей точки зрения. Те, кто хотел бы вложить деньги в баскетбол, нередко вынуждены тратить их на совершенно другие спортивные проекты. И потому даже не интересуется, на что и как они были потрачены. В то же время на турнирах в Польше залы буквально увешаны логотипами, а каждый спонсор пытается привнести какую-то изюминку в проведение соревнований. Да, со спонсорами молодым тренерам договариваться сложнее, чем опытным наставникам. Я хорошо помню, как в свое время воевал с футболистами, которые на каждом углу кричали: "Кто этот Трухан и куда он лезет со своим баскетболом? За что ему вообще деньги выделяют?" Потом хоккеисты появились - искать ребят вообще стало проблемой. Но ведь не сдался, а в результате через мою секцию прошло немало ныне известных игроков, включая, например, Виталия Лютыча и Дашу Липинскую. Сегодня среди моих учеников также есть около 7 кандидатов в различные сборные страны вплоть до национальной. Потому что в любой ситуации решающим аргументом для родителей, детей и спонсоров все равно остается личность тренера.
Валерий Данцевич, Мосты:
- Я всю жизнь в баскетболе. Как попал в первом классе к Вере Михальцовой, так и остался на площадке. Единственный из всего набора не бросил. И когда возник вопрос с поступлением, практически не колебался: пошел учиться на учителя физкультуры в университет Максима Танка. На заочное отделение. Параллельно устроился в школу в моем городе, но первые годы работал, мягко говоря, без энтузиазма. Деньги маленькие - моей первой зарплатой в 2007 году стали 230 тысяч. Что-то около 110 долларов по тем временам. Потом стало 90. Если работать по совести, то времени на подработку тоже не остается, и понятно, что вдохновиться такими заработками было сложно. Одноклассники, которые на заработки в Россию ездят, уже машины купили... Я рассматривал тренерскую работу как вынужденный временный этап в жизни. Но потом Вера Михальцова - мой первый тренер - предложила поработать вместе, и я втянулся. Дело в том, что баскетбол в Беларуси, и особенно в регионах, - это что-то вроде субкультуры. В зал, конечно, можно любого ребенка пригласить, но вот кто останется... В результате в Мостах, где на 15 тысяч населения есть секции по гребле, футболу и легкой атлетике, мне еще ни разу не удалось поработать с группой, в которой все дети были бы одного возраста. Обычно это "сборная", в которой могут быть игроки разного возраста. Не говоря уже об уровне подготовки: из 12 человек многие ходят просто для разнообразия. Кажется, у меня что-то получается, потому что в нынешнем году команду для участия в детской лиге пришлось даже отбирать, а не просто включать в состав всех, кто подходит по возрасту. Но вряд ли кто-то из этих детей сможет добиться больших результатов. Главная проблема белорусского баскетбола - в отсутствии связи между профессиональным и детским спортом. В РОУОР попадают 12--15 человек. Остальные же, несмотря на то что еще способны раскрыться, к 10--11-му классу оказываются никому не нужны. И вполне обоснованно задумываются: стоит ли тренироваться дальше или лучше посвятить это время работе с репетиторами и подготовке к экзаменам? Да и тренеры к такому "потерянному" возрасту начинают относиться спустя рукава. Они ведь тоже прекрасно понимают, что в существующей системе практически нет смысла надеяться, что кто-то из их воспитанников пробьется из таких вот малых городов на вершину, и это скажется на тренерской зарплате. Лучше уж опять набрать детей и возиться с ними. В результате национальный чемпионат год за годом остается без подпитки молодежью, а мы спорим о причинах проблем в сборных.
Дмитрий КОМАШКО.
komashko@sb.by