«Мы знаем, как сделать экономику эффективной и увеличить доходы людей»

ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ данным, доходы республиканского бюджета за 2011 год сложились в сумме 54,2 триллиона рублей, или 106,1 процента уточненного годового плана. Расходы же, наоборот, уменьшились: их объем составил 51,6 триллиона рублей, или 99,6 процента. Таков итог прошедшего 2011 года. Сложного, напряженного, но в целом удачного для Беларуси. О том, как развивался народно-хозяйственный комплекс страны в первом году новой пятилетки, задачах на год нынешний и перспективу шел разговор на вчерашнем заседании Совета Министров под председательством Премьер-министра Михаила МЯСНИКОВИЧА. И глава Правительства, и министры отмечали: сделано немало, но, безусловно, далеко не все.

Вчера Совет Министров Беларуси под председательством Михаила Мясниковича подвел итоги года.

ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ данным, доходы республиканского бюджета за 2011 год сложились в сумме 54,2 триллиона рублей, или 106,1 процента уточненного годового плана. Расходы же, наоборот, уменьшились: их объем составил 51,6 триллиона рублей, или 99,6 процента. Таков итог прошедшего 2011 года. Сложного, напряженного, но в целом удачного для Беларуси. О том, как развивался народно-хозяйственный комплекс страны в первом году новой пятилетки, задачах на год нынешний и перспективу шел разговор на вчерашнем заседании Совета Министров под председательством Премьер-министра Михаила МЯСНИКОВИЧА. И глава Правительства, и министры отмечали: сделано немало, но, безусловно, далеко не все.

Ответственность за результаты переносится на министерства и регионы

Предваряя повестку дня, Михаил Мясникович подчеркнул: обсуждая итоги прожитого года и строя планы на год нынешний, мы должны заглядывать и на среднесрочную перспективу — 2013-й год и пятилетку в целом. Ошибаются представители так называемой оппозиции и ее сторонники, которые заявляют, будто у Правительства нет четкой стратегии в отношении дальнейшего развития страны. «У нас есть такая программа, — констатировал глава Правительства. — Мы знаем, как сделать экономику страны эффективной и увеличить доходы людей».

Среди первоочередных мер называлось, к примеру, урегулирование системы закупок. «Недобросовестные посредники должны исчезнуть как класс», — резюмировал Премьер-министр. Этим, в частности, будет нанесен сокрушительный удар по так называемым откатам, коррупции, которая сдерживает развитие нормальных экономических процессов.

Михаил Мясникович также заверил: никакой повальной распродажи собственности, о которой утверждают наши недруги, не будет. Продавать станут только то, без чего государство может обойтись, и только в том случае, если это выгодно бюджету и обществу. Никто не планирует сокращать людей в трудовых коллективах. Наоборот, будут создаваться новые производства и новые рабочие места.

В связи с этим перспективным представляется создание холдингов на основе крупных производств по отраслям. Эти новообразования, по мнению главы Правительства, придадут развитию экономики дополнительный импульс.

Весь 2011-й год, заметил Михаил Мясникович, был ориентирован на преодоление негативных последствий в экономике, которые стали итогом мирового финансового кризиса. В связи с этим Президент и Правительство страны со своей стороны предприняли ряд превентивных мер. В частности, было принято 20 декретов и указов главы государства и 15 постановлений Совета Министров, которые позволили существенно улучшить бизнес-климат, задействовать неиспользованные резервы.

В 2012-й год, констатировал Премьер-министр, страна вошла без макроэкономических дисбалансов, фактически обеспечив свою национальную безопасность. Бюджетно-финансовая система работает бездефицитно,  приток валюты в страну превышает ее отток, замедлился рост цен, стабильными выглядят валютный и депозитный рынки. В результате был сформирован бездефицитный бюджет 2012 года, созданы солидные золотовалютные резервы, объем которых — 7,9 миллиарда долларов — превышает все предыдущие годы.

Касаясь задач на нынешний год, Премьер-министр заметил, что они остаются базовыми. Это прежде всего рост доходов населения, восстановление его покупательской способности, привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику, сосредоточение бюджетных ассигнований на финансировании только самых необходимых, оптимизированных по затратам госпрограмм, рост экспорта и выход на положительное сальдо внешнеторгового баланса, усиление кадрового потенциала. На последнем аспекте глава Правительства остановился особо. По его словам, теперь итоги развития народно-хозяйственного комплекса страны будут рассматриваться поквартально, и это покажет степень профессионализма каждого управленца. Ответственность за результаты работы экономики Премьер-министр предложил перенести на министерства и регионы и спрашивать не только с их руководителей, но и их заместителей. Роль последних должна быть более заметной и результативной.

Итожим, чтобы идти дальше

С докладом об организации выполнения прогноза социально-экономического развития республики на 2012 год с учетом итогов 2011-го и задачах отраслей по модернизации экономики к 2013 году выступил министр экономики Николай Снопков. В 2011 году, сказал он, Беларуси пришлось преодолеть ряд несвойственных ей ранее экономических рисков. Но, несмотря на это, экономику страны удалось сделать экспортно ориентированной, к чему, собственно, Правительство и стремилось в своей работе. Так, свыше 60 процентов всей произведенной в республике продукции в прошлом году отгружалось на экспорт, тогда как год назад этот показатель составлял менее 50 процентов.

Высокие темпы развития экономики в начале 2011 года позволили обеспечить по его итогам прирост ВВП на 5,3 процента. Валовой внутренний продукт увеличили все области и город Минск.

Устояла и даже несколько прибавила в формировании ВВП промышленность. Производство продукции промышленности обеспечено на уровне 109,1 процента к 2010 году. При этом удельный вес отгруженной инновационной продукции составил 17,4 процента при плане 12—13 процентов. Это говорит о том, что после некоторого топтания на месте в 2010 году промышленность у нас обретает второе, более ровное дыхание. Правда, есть проблемы: она недостаточно привлекает иностранные инвестиции, не совсем показала себя в экспорте.

По-прежнему в тонусе в 2011 году находилась торговля. А вот строительная индустрия несколько выдохлась. Строить стали меньше оттого, что недостаточно оказалось денег у населения и организаций. Но в таком случае надо идти к тем, у кого деньги имеются. К сожалению, экспорт строительных услуг у нас по-прежнему не развит. В итоге в формировании ВВП стройиндустрия отличилась не особо.

Агропромышленный комплекс в формировании ВВП участвовал на стороне тех, кто зарекомендовал себя с положительной стороны. Особенно заметна его роль в экспортных поставках сельхозпродукции и продуктов питания. К сожалению, в 2011 году в отрасли был допущен некоторый спад производства.

В 2011-м замедлился рост инвестиций в основной капитал. Критиковать за это наших хозяйственников можно и нужно. С другой стороны, внутренний спрос на эти цели в силу всем известных причин, конечно же, не расширялся. Было сокращено количество госпрограмм и урезано их финансирование из бюджета. Все это привело к тому, что на социально-экономическое развитие страны израсходовали 90,8 триллиона рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составило 113,3 процента к уровню 2010 года. Вроде неплохо с учетом определенных ограничений. Но это не достигает прогноза — 116—117 процентов. Так что с аплодисментами подождем.

К тому же инвестиции инвестициям рознь. К примеру, за счет иностранных источников, с учетом кредитов по иностранным кредитным линиям, в 2011 году использовано 9,3 триллиона белорусских рублей инвестиций, а их удельный вес в общем объеме инвестиций в основной капитал составил 10,3 процента. Это значительно ниже установленного на год значения (21 процент). Не научились мы пока как следует завлекать к себе иностранных инвесторов. У них-то денег хватает.

Николай Снопков обратил внимание еще на одно обстоятельство: 85 процентов инвестиций приходит к нам из России и Великобритании, а это связано с определенными рисками. «Министерство экономики считает это риском, это риск низкой диверсификации привлечения инвестиций, — отметил министр. — При этом качество инвестиций из этих стран указывает на то, что наша экономика привлекает не стратегический капитал, а средства, которые ищут себе применение для целей диверсификации рисков».

Министр экономики также подчеркнул, что с учетом вступления России в ВТО, а также функционирования Единого экономического пространства, «которое уже де-факто построено на идеологии ВТО, конкуренция по всем секторам экономики будет только жестче». И существенную роль в повышении конкурентоспособности экономики призваны сыграть только прямые иностранные инвестиции. «Другого источника просто нет», — сказал он.

У нас по-прежнему низкая производительность труда, особенно в промышленности, констатировал министр экономики. Это отражается и на росте заработной платы. По-прежнему остается достаточно высокой материалоемкость готовой продукции, что не позволяет сделать ее конкурентоспособной на европейском и мировом рынках. Этот вопрос приобретает особенное значение в условиях Таможенного союза. Если наши промышленники не смогут противопоставить свою продукцию изделиям из той же России и третьих стран, результаты их работы окажутся никому не нужными.

Николай Снопков отметил существующие сейчас в Беларуси риски, вызванные несбалансированностью роста производительности труда и роста заработной платы. При этом неконкурентоспособный уровень заработной платы влечет отток квалифицированных кадров. «Единственный выход из этого положения — перезанять работников с традиционных рабочих мест на новые высокопроизводительные», — отметил он. Создание таких рабочих мест будет осуществляться через строительство новых производств. В этой связи рассчитывается потребность в инвестициях до 2015 года. «Добавленная стоимость, которую мы достигнем в 2015 году, при необходимости достижения минимальной зарплаты в 800 долларов — соответствующим образом на эту добавленную стоимость должна быть численность занятых. Оставшаяся численность высвобождается. Соответственно, люди будут заняты на новых высокоэффективных производствах», — сказал Николай Снопков. Таким образом, сохраняется общая численность работников, но рабочая сила диверсифицируется на новые производства. В этом случае достигается необходимый уровень заработной платы в традиционных отраслях за счет сокращения численности работников, а также более высокий уровень заработных плат в новых производствах.

Глава Минэкономики подчеркнул, что сегодня достичь высокого уровня добавленной стоимости в традиционных отраслях невозможно. Поэтому из этих отраслей предполагается высвободить 280 тысяч работников до 2015 года. Но задача министерств, госорганов состоит в том, чтобы управлять высвободившейся численностью, создавать для людей новые рабочие места.

С этой целью необходимо реализовать новые инвестиционные проекты. Общая сумма прямых иностранных инвестиций для них до 2015 года должна составить 38 миллиардов долларов, из них примерно 23 миллиарда — на приобретение машин и оборудования. «И уже сегодня необходимо формировать пакет инвестпроектов для управляемого высвобождения работников», — подчеркнул министр. При этом он напомнил, что данные подходы заложены в Программе социально-экономического развития на 2011—2015 годы. Однако существующие риски требуют корректировки поставленных задач. Акцент должен делаться на конкурентные проекты, чтобы выйти на конкурентоспособный уровень заработных плат.

По мнению Николая Снопкова, в республике, особенно на региональном и местном уровнях, недостаточно предпринимается усилий со стороны властей по реализации Директивы № 4. В частности, не решается вопрос о выкупе арендуемых помещений, возникают сложности с предоставлением предпринимателям кредитов и почти повсеместно никто не выделяет одного процента местного бюджета на предпринимательство, хотя такая норма узаконена. Все это, констатировал министр, один из значимых неиспользуемых резервов экономики.

Экспорт как локомотив экономики

О мерах по обеспечению устойчивого роста экспорта и выходу с 2012 года на положительное сальдо внешней торговли говорили в своих выступлениях министры: иностранных дел — Сергей Мартынов, торговли — Валентин Чеканов. Так, по мнению Сергея Мартынова, 2011 год оказался переломным в плане наращивания экспорта — он увеличился по сравнению с 2010-м. В нынешнем году стоит задача обеспечить положительное сальдо внешней торговли в объеме 1,5 миллиарда долларов США. Для этого, по мнению министра, отечественным производителям следует увеличить объемы экспорта, расширить его ассортимент, организовать новые экспортно ориентированные производства, создать логистические центры. Последнее, кстати, особенно актуально, так как едва ли не треть доходов от экспорта мы теряем на доставке товаров. МИД со своей стороны прилагает усилия к активизации экспорта. Этому, в частности, будет подчинена и работа пяти новых белорусских посольств, которые открылись за рубежом в 2011 году.

Глава Минторга Валентин Чеканов подверг критике неоправданное, по его мнению, создание за пределами Беларуси некоторыми ведомствами торговых домов. Отдельные министерства и даже предприятия имеют их несколько, тогда как концерн «Белгоспищепром» всего лишь через один свой ТД продает в России продукцию всех белорусских производителей сахара, алкоголя и кондитерских изделий.

О финансовом обеспечении социально-экономического развития Беларуси в 2012 году за счет повышения финансового рынка и рынка ценных бумаг говорил министр финансов Андрей Харковец. На кредитование госпрограмм, по его словам, в 2012 году из госбюджета будет выделено 18,5 триллиона белорусских рублей. В то же время в республике будут созданы условия для самостоятельного поиска предприятиями ресурсов на финансовом рынке.

По рассматриваемым вопросам участниками заседания принято консолидированное решение.

Олег ШВЕДОВ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter