Чем порадовали Лукашенко на заводе «БЕЛДЖИ» и когда в Беларуси появится серийное производство электромобилей

Мы созрели, чтобы делать легковой автомобиль по максимуму белорусским

Белорусы действительно умеют делать все. ­Президент такое часто говорит, и это не фигура речи. За годы суверенитета мы не только сохранили промышленную базу советских времен и сделали ее конкурентной по всем позициям. В стране появились абсолютно новые отрасли. Мы вышли в космос, построили атомную станцию, создали собственное ракетостроение, сделали невероятный скачок в развитии АПК. А ведь всего этого и многого другого, что имеем сегодня, скажем прямо, могло бы и не быть, если бы не умение нашего ­Президента заглянуть за горизонт, увидеть новые перспективы и убедить всех, что это принесет пользу экономике и людям. Хорошим тому примером стало и производство собственного легкового автомобиля. Машиностроение как отрасль всегда было нашей гордостью. Беларусь славится выпуском пассажирской, грузовой, сельскохозяйственной, дорожно‑строительной техники. В этой линейке не хватало лишь легкового авто. Подступались к решению проблемы не раз. Но сложность была в том, что мировой автопром в этом направлении шагнул далеко вперед и конкуренция слишком велика. Тогда ­Президент принимает поистине мудрое решение: объединиться с теми, кто знает толк в легковушках, кто поможет на основе своих и наших технологий создать приемлемый автомобиль. Задача‑минимум выполнена, и, посещая в пятницу «БЕЛДЖИ», Александр ­Лукашенко поблагодарил коллектив предприятия за то, что покупатели стали в очередь за сделанными на заводе автомобилями. Следующая задача — довести уровень локализации производства до максимально возможного и к 1 января 2025 года выйти на серийное производство собственных электромобилей.

Рынок есть, давайте! О развитии импортозамещения

Вертолет ­Президента приземляется прямо на территории предприятия «БЕЛДЖИ». Рядом — большая парковка с готовыми автомобилями. Отсюда и первый логичный вопрос от Александра ­Лукашенко: говорят, на покупку автомобилей очередь, а тут забит склад.

— Это три дня отгрузки, — заверил директор предприятия Геннадий Свидерский.

По его словам, продукция поставляется покупателям как в Беларуси, так и в России. Причем на российский рынок уходит до 80 процентов всех продаваемых машин. У дилеров в Беларуси сейчас находится около 800 автомобилей.

Беларусь в свое время не зря называли «сборочным цехом Советского Союза». Перечень промышленных направлений, получивших развитие на наших землях в советское время, просто внушителен. За годы независимости мы не просто сохранили, но и приумножили это достояние, чего не скажешь об отдельных наших соседях, бездарно разбазаривших уникальные производства и кадры.

Плоды грамотной политики Александра ­Лукашенко, который с самых первых дней своего президентства боролся за сохранение каждого предприятия, сегодня очевидны. Пока нас душат необоснованными санкциями, то же машиностроение, например, демонстрирует лучшие показатели за последние годы.


Министр промышленности Александр Рогожник докладывает Главе государства о развитии машиностроительной отрасли: в прошлом году выполнены все целевые показатели, увеличены объемы производства по всем видам транспорта. При этом показатели по экспорту — максимальные за последнее десятилетие. Благодаря белорусскому лидеру удалось получить и российский кредит на создание импортозамещающих проектов.

Александр ­Лукашенко ориентирует Правительство и всех производителей на более активную работу в части импортозамещения. Причем во многих сферах экономики — от машиностроения до ВПК:
— Рынок есть, мы востребованы. Те (иностранные производители. — Прим. ред.) ушли, им (российским потребителям. — Прим. ред.) надо. Они хотят иметь с нами дело. У нас есть компетенции, мы их сохранили. Надо этим воспользоваться! Везде, что мы можем делать.

Главная задача: кровь из носа — спрос удовлетворить

Вряд ли будет ошибочным мнение о том, что сегодня погоду на белорусском авторынке во многом делает именно завод «БЕЛДЖИ». Такое было только в советские времена, чтобы люди дожидались покупки автомобиля в очереди. Сегодня она, конечно, не растягивается, как тогда, на годы, но от трех до шести месяцев белорусские машины ждать приходится. Производству явно нужна большая динамика. Заслушивая доклад, ­Президент рассуждал:

— Если можно так по‑народному сказать, мы — птица, летящая, может быть, не на одном крыле, так на полутора крыльях. Грузовики, самосвалы, автобусы, прочее мы делаем. В этой линейке не хватает одного — легкового автомобиля, который мы начали делать. Пока собирать, немного своих комплектующих и так далее, но в этой линейке должен быть легковой автомобиль.

При этом Александр ­Лукашенко подчеркнул, что производство должно быть ориентировано на людей:
— Мы дошли до трудовых коллективов с этим продуктом, а нам надо дойти до каждого человека… Очереди бешеные. Люди хотят покупать этот автомобиль. Поэтому главная задача Правительства и министра (промышленности. — Прим. ред.): кровь из носа удовлетворить спрос.
Это хорошо, когда есть очереди. Любят машину. Машина неплохая. Но желательно, чтобы мы удовлетворяли спрос. В противном случае свято место пусто не бывает, придут конкуренты. Поэтому надо, насколько это возможно, увеличивать производство легкового транспорта.


­Президент рекомендует четко определиться с марками автомобилей, которые мы сможем продвигать, чтобы не распылять ресурсы. Александр ­Лукашенко обратил внимание на то, что и Китай когда‑то начинал так, как мы сейчас: со сборки автомобилей известных брендов. У китайской Geely, к слову, тоже корни на глобальном автомобильном рынке. Теперь эта марка в числе законодателей мод. Глава государства указал:

— Это высокого уровня производство… 
Поэтому с Китаем надо сотрудничать, у них учиться и заимствовать все, что можно. Остается один вопрос — локализация. Нам надо самим производить больше.
Заряд на свое

­Президент поставил задачу освоить серийное производство белорусского электромобиля с 1 января 2025 года


О разработке отечественного электрокара разговоры ходят давно. Однако и ученые, и производители всегда сходились во мнении: процесс этот небыстрый, технических тонкостей много. Конечно, «раскачиваться» еще можно было бы долго. Но мировой автопром уже давно делает ставку именно на машины с электрической тягой. Александр ­Лукашенко этот тренд прекрасно понимает, а потому во время посещения завода «БЕЛДЖИ» определил довольно жесткие сроки: освоить серийное производство белорусского электромобиля с 1 января 2025 года. Глава государства постоянно требует и от ученых, и от чиновников, и от рабочих не просто не стоять на месте, а ускоряться. Символично, что в сборочном цеху завода висят большие мотивационные плакаты. Надпись на одном из них гласит: «Ни шагу назад, ни шагу на месте, только вперед и только все вместе!».

На базе какой марки появится наш электрокар?

Отечественный электромобиль создадут на базе белорусского BELGEE X50. Уже в этом году выпустят опытно‑промышленную партию электрокаров BELGEE E‑X50, они пройдут все испытания, а с 2025‑го выпуск должен стать серийным.
Как доложил ­Президенту гендиректор Объединенного института машиностроения НАН Беларуси Сергей Поддубко, для экспериментального образца предприятия Минпрома изготовили комплект тягового электропривода, который состоит из электродвигателя, инвертора управления и редукторного узла.


Изготовлен полноразмерный макет тяговой аккумуляторной батареи для доработки кузова базовой платформы под ее установку. В ближайшее время будет разработана конструкторская документация на локализуемые узлы и детали и их установку на легковой электро­мобиль.

По словам вице‑премьера Петра Пархомчика, впоследствии будет определено предприятие, которое займется серийным выпуском электромобиля. При этом все кузовные работы будут производиться на «БЕЛДЖИ», чтобы минимизировать затраты.

Александр ­Лукашенко ориентирует Правительство:
— Ваша задача — к 1 января 2025 года вы должны в основном это все сделать. Вот вам год. Покупайте станок, который вам нужен, ставьте и начинайте делать. К 1 января должны выдать результат.

Чего пока не хватает промышленникам?

В беседе с журналистами Петр Пархомчик поставленную задачу оценил трезво. Признался, что она стала жестче. К определенному Главой государства сроку предстоит создать необходимые технологические мощности и определенные компетенции, которых сегодня нет в Минпроме. Каких? В частности, в Беларуси не выпускаются высокоточные шестерни для высокоскоростных редукторов, пояснил вице‑премьер:
— Мы можем производить шестерни для БЕЛАЗов, МАЗов, грузовой техники, но не можем производить шестерни для легкового транспорта. К концу года необходимо создать мощности, выпустить в этом году опытно‑промышленную партию электромобилей, завершить все вопросы, связанные с сертификацией. То есть подтвердить все конструкторские решения, которые задекларированы.
Для этой работы будут задействованы белорусские предприятия: могилевский завод (производство электродвигателей ОАО «Могилевлифтмаш». — Прим. ред.), «Измеритель», «ИНТЕГРАЛ».

А сколько будет стоить наш Belgee E‑X50?

Отвечая на едва ли не самый актуальный вопрос — о том, сколько будет стоить наш электромобиль, — Петр Пархомчик заявил, что все будут стремиться к конкурентной цене:
— Мы ставим перед собой цель, что нужно создать те технологии, которые позволят нам получить конкурентную цену.
Для ориентира можно брать стоимость отечественной Belgee Х50, поскольку электромобиль будет на базе этой модели, но окончательная цена будет определена позже, когда станет известна стоимость батареи и других комплектующих.

* * *

Далее по маршруту Главы государства — сварочный и сборочный цеха предприятия, а также знакомство с некоторыми новинками отечественного автопрома.

Дальше — только вперед!

Во время посещения СЗАО «БЕЛДЖИ» Александр ­Лукашенко пообщался с работниками предприятия. Ответил на ряд волнующих людей вопросов. Но по традиции начал с того, что объяснил цель своего приезда и поделился впечатлениями от увиденного.

Пока я ­Президент, мы этот завод не бросим

Глава государства отметил, что за время, прошедшее с его предыдущего посещения предприятия в 2017 году, здесь стало значительно лучше:
— Предприятие состоялось. Не будем себя перехваливать и захваливать. Большой путь нам еще надо пройти (в вопросе локализации производства. — Прим. ред.). Мы уже созрели, чтобы делать автомобиль по максимуму белорусский.
Перспектива — чтобы мы построили здесь кузовной цех и штамповали кузова здесь.

По словам Александра ­Лукашенко, в мире нет ни одной компании, которая бы производила все комплектующие в одной стране. Все работают в кооперации друг с другом:

— Но в связи с тем, что мир ошалел, конкуренция доходит до военных действий, нам надо рассчитывать прежде всего на дружественные страны, которые нас не подставят.


­Президент отметил, что главная цель его приезда на предприятие — определиться, как будем двигаться дальше в легковом автомобилестроении:

— У меня была мечта построить свой легковой автомобиль. Она сбылась, с нашими друзьями. Самим нам долго пришлось бы идти. И вряд ли бы мы сделали, потому что мир в строительстве автомобилей ушел далеко. Помогли наши друзья. Дальше — только вперед!

Одна из главных мировых тенденций сейчас — производство гибридных авто и автомобилей на чистой электрической энергии. В Беларуси, отметил Президент, также определились, что нужно идти этим путем, модернизируя и совершенствуя существующее производство.


Что из комплектующих не сделают на «­БЕЛДЖИ», сделают на других предприятиях, сказал Александр ­Лукашенко:

— Преимущество нашей системы в том, что у нас практически все государственные предприятия. Поэтому будем увеличивать долю белорусского в этом автомобиле настолько, насколько мы это сможем сделать.  
Пока я ­Президент, мы этот завод не бросим. Это мой «ребенок» отчасти, будем его совершенствовать, обучать и так далее. Это настроение людей, это достояние нашего белорусского человека. Мы это сделали и будем двигаться вперед.
Глава государства поблагодарил директора «БЕЛДЖИ» и коллектив предприятия:

— Спасибо ему и спасибо вам, что вы на этом этапе сделали многое для того, чтобы люди встали в очередь за вашими автомобилями. Мы будем вас всячески поддерживать. Только работайте честно и дисциплинированно. Сделайте так, чтобы ваши дети стремились на это производство. Чтобы они здесь росли, становились инженерами, руководителями. Нам это очень нужно.

Кредиты на Geely свою задачу выполнили

Первый вопрос Первому — от специалиста цеха сборки Елены Гридиной о программе кредитования. Все интересуются: продлят ли льготные кредиты? ­Президент напомнил, что привлекательная программа кредитования в свое время была принята, чтобы раскрутить производство. Действует она и в нынешнем году. А вот что касается перспектив, Александр ­Лукашенко поделился своей позицией:

— Я сторонник того, чтобы потихоньку ее (льготную программу кредитования. — Прим. ред.) сворачивать. Потому что деньги вы или те, кто покупает, берут чьи‑то. В итоге это сходится к бюджету. Ну а что, у нас бюджетные деньги некуда тратить, у нас богатые учителя, врачи, пенсионеры? Чтобы создать это предприятие и раскрутить спрос, я пошел на то, чтобы предоставить эту программу.

Сегодня льготные кредиты на покупку автомобилей Geely и Belgee выдают Беларусбанк, Белгазпромбанк и Бел­агропромбанк. Максимальный срок кредитования — 10 лет, в течение льготного периода (3 года) фиксированная процентная ставка — 7,15 — 7,88 процента в зависимости от банка, далее — 12,5 процента годовых (ставка рефинансирования Нацбанка Республики Беларусь + 3 п. п.).

По словам белорусского лидера, средства, которые тратит государство, востребованы и по другим важным направлениям. При этом сегодня экономика выдерживает эту дополнительную нагрузку.

— Пока мы не отменяем ее (программу кредитования. — Прим. ред.). Будем смотреть, как вы будете работать, будем считать деньги. И если ситуация будет более‑менее терпимой, мы будем этой программы придерживаться. Но в данной ситуации, когда очередь стоит за автомобилями, это неправильно. Нигде в мире этого нет. Цель моя была дать деньги (льготы фактически) и раскрутить спрос. Мы этой цели и достигли — спрос бешеный. Надо эти механизмы отменять. Пока не будем. Да, это выгодно для людей, но это не ахти какие огромные деньги.

Делай как я!

Слесарь механосборочных работ и многодетный отец Дмитрий Павлович поинтересовался, как можно отвлечь детей от интернета, в котором они проводят очень много свободного времени. На это Александр ­Лукашенко заметил, что он сам такой же отец, как и его собеседник, и его младший сын Николай тоже активный пользователь сети. Хотя в этом есть и плюс:

— Он мне приносит всю информацию.

По словам ­Президента, в том числе и о том, что пишет и говорит народ, что волнует людей. И если кто‑то картину может смягчить, то сын ее доводит как есть.


По мнению Главы государства, для уменьшения вредного влияния сети на детей можно идти разными путями. Один из них — технические ограничения:
— Я не большой специалист в интернете, компьютерном деле и так далее, но меня недавно проинформировали о том, что дополнительные меры принимаются по блокировке таких сайтов и такой информации, которая не должна быть доступна.
Это мы дополнительно примем решения… Есть у нас специалисты, которые предложат варианты, и я пойду на все, чтобы блокировать то, чего не должно быть.

Александр ­Лукашенко напомнил об опыте Китая по регулированию интернета, в том числе и техническому. Но их масштабная система требовала немало денег, хотя это стоило того, чтобы сохранить общество. У нас возможности скромнее, но некоторые умения тоже есть.


Между тем Глава государства обратил внимание на то, что в вопросе прозвучало словосочетание «свободное время». А это говорит о том, что надо детей больше увлекать чем‑то более полезным:

— Ты сам должен показать ребенку, каким он должен быть. Делай как я! Ты впереди, он за тобой. Ни в коем случае не балуйте детей. Делайте так, чтобы они были заняты, чтобы они трудились…
Если мы это не включим, мы потеряем наших детей. Никакие запреты их не остановят. Поэтому пусть работают, пусть сидят в интернете, но критерием всему — труд. Они должны трудиться.

Мы никогда не были так защищены, как сейчас

Главный технолог Сергей Традчик задал вопрос в контексте рассмотренных недавно на заседании Совбеза проектов Концепции национальной безопасности и Военной доктрины. Достаточны ли меры, прописанные в этих документах, для сохранения мира и спокойствия в стране. Глава государства сразу заметил:
— Мир очень дорого стоит. Пока еще, скажу откровенно, наши люди это не почувствовали, эту дороговизну.
Александр ­Лукашенко обратил внимание на то, что он старается держать баланс, чтобы у наших людей было все необходимое:

— Если в наше время человек хочет заработать больше, чем он зарабатывает, он имеет такую возможность.

При этом Глава государства считает, что раньше такого не было, особенно в первые годы его президентства, когда зарплата, эквивалентная 30 долларам, считалась очень приличной. Сегодня же достаточно хорошо оплачиваемых рабочих мест. В том числе и на промышленных предприятиях. Александр ­Лукашенко подытожил эту часть разговора словами, которые не устает повторять:

— Дайте мне экономику, а мир я обеспечу сам.

Возвращаясь к теме безопасности, ­Президент подчеркнул, что в ее укреплении в прошлом году нам очень серьезно помогли россияне. При этом Глава государства сделал акцент на том, что он имеет в виду не только размещение в Беларуси тактического ядерного оружия, хотя и этот фактор сыграл свою роль, поставив всех на место:
— Как только в Беларуси появилось ядерное оружие, все крылья опустили. И соседи, ошалевшие наши, и другие. Хотя не дай бог не только мне, но и новому поколению политиков думать о применении этого ядерного оружия. Это страшное оружие.

Также стабилизирующую роль сыграли и поставки в нашу страну российских оперативно‑тактических ракетных комплексов «Искандер», другого ракетного вооружения, развитие его собственного производства. ­Президент подчеркнул:

— Мы очень много компетенций освоили, а это огромные деньги. Это дорогущие вещи, которые работают порой в автоматическом режиме. Благо, что нашу школу мы не разрушили. И интегральные схемы, и прочее. У нас эти школы были, мы сохранили их. Это очень дорого, и россияне нам здорово здесь помогают, и китайцы. Поэтому мир дорого стоит, за него надо платить, но вы можете не переживать. Я не хочу сказать, что мы уже такие мудрые, великие, защищены…  
Всякое может быть. Но мы никогда не были так защищены, наш народ и наше государство, как сейчас.
Ну а в целом дело сохранения мира — это дело каждого, напоминает белорусский лидер:

— Как оно будет, если не дай бог вспыхнет война, это уже все будет зависеть от нас. Система выстроена, есть Вооруженные Силы, мобилизационный резерв — полмиллиона человек в войну мы призываем. Есть территориальная оборона, есть народное ополчение. Все выстроено. Вооружение, боеприпасы на местах розданы, складированы. Кнопку нажал — завертелось, закрутилось. Но это зависит все от нас. От меня и от всех вас.


Что касается обновленных Концепции национальной безопасности и Военной доктрины, то совершенствование таких документов, по словам Главы государства, — объективный процесс:

— Мир меняется, и мы должны свое законодательство приводить в порядок, должны под это законодательство подстраиваться и совершенствоваться. Потому что все зависит от человека.

Подарок ­Президенту

Под занавес встречи заводчане в память о ней подарили Главе государства автомобиль BELGEE X50. Александр ­Лукашенко признался, что об этом подарке он узнал заранее и уже распорядился подумать, кому его можно передарить. По мнению белорусского лидера, машина может быть передана учреждению образования или здравоохранения. При принятии решения будет учтено и мнение председателя Минского облисполкома Александра Турчина. Получается, она не покинет регион.

Яркая страница истории страны

Первую производственную площадку СЗАО «­БЕЛДЖИ» в Борисове ­Президент посетил в мае 2014 года. Тогда белорусское производство легковых автомобилей только зарождалось. На базе Борисовского завода «Автогидроусилитель» была организована крупноузловая сборка нескольких моделей мощностью 10 тысяч машин в год. Александр ­Лукашенко лично протестировал каждую модель и в целом остался доволен техническими характеристиками машин.
— Следующий шаг — это строительство под Борисовом (между Жодино и Борисовом) мощнейшего завода,
  — анонсировал Глава государства стратегию дальнейшего развития масштабного проекта.


В деталях она была обсуждена на совещании у ­Президента в 2015 году. Белорусский лидер взял под личный контроль всю работу, глубоко вникая во все процессы. За ходом строительства нового предприятия строго следили и Администрация ­Президента, и Комитет государственного контроля. Обо всем оперативно докладывали Главе государства. Правительством был разработан проект указа по вопросам организации производства легковых авто. На том совещании Александр ­Лукашенко констатировал:
— Мы приняли решение: быть у нас легковому автомобилю, и создавать его мы будем вместе с китайцами на основе их технологий.
Это не значит, что мы просто возьмем и один в один скопируем и произведем аналогичный автомобиль. Там, где можем, а мы можем, опыт у нас есть сборки и производства грузовых автомобилей и компонентов для легковых автомобилей, мы должны использовать собственный опыт и собственные наработки.

В ноябре 2017 года ­Президент снова на заводе «БЕЛДЖИ», но уже на новом, современном производстве. Александр ­Лукашенко принял участие в торжественной церемонии его открытия. Ритмичная и одновременно изящная работа роботов на конвейере завораживала. Это был поистине исторический момент. Общаясь с заводчанами, Глава государства не скрывал позитивных эмоций:


— Наши друзья (из КНР. — Прим. ред.) откликнулись на мою просьбу и помогли создать этот прекрасный завод. Более того, еще и прокредитовали.  
Поэтому прежде всего я хочу сегодня сказать, что моя мечта сделать свой легковой автомобиль осуществилась.
Слова благодарности ­Президент адресовал руководству Китайской Народной Республики и лично Председателю КНР Си Цзиньпину, который поддержал проект.

Начало большому пути было положено. Но впереди еще предстояла большая битва за место под рыночным солнцем. Ведь предложение машин самых разных марок, что в Беларуси, что в России, тогда было просто бешеным. Это был очень смелый шаг — вывести на перегретый рынок совершенно нового игрока. Но дорогу осилит идущий.


Александр ­Лукашенко предложил заводчанам продлить гарантийный срок на их автомобили. Посоветовал активно заняться построением системы их сервисного обслуживания. Все это — важные составляющие продвижения бренда. Поддержка этому процессу была обещана и со стороны государства:

— Мы думаем, какие есть возможности, чтобы помочь купить этот автомобиль. Автомобиль в семье нужен. Поэтому нужно придумать, как вас поддержать. Думаю, мы найдем хорошие варианты. В ближайшее время документ выйдет.

Такие варианты в скором времени были найдены в виде удобного и относительно дешевого кредитного обеспечения покупки автомобилей населением, лизингового сопровождения. Эта система, к слову, действует и по сей день. А в день открытия завода ­Президент резюмировал:
— Мы создали свой автомобиль, вписали в историю нашей страны еще одну яркую страницу.
Летопись успешного и нужного стране и людям предприятия продолжается.

Евразийский электробус, прототип БЕЛАЗа на водороде и новинки от МАЗа: что показали ­Президенту на выставке автопрома

Главе государства продемонстрировали модели электротранспорта, производимого на предприятиях Минпрома и Национальной академии наук. Среди них — первый опытный образец седельного тягача MAZ‑X. Это гибридное авто, оснащенное дизельным двигателем и двумя электродвигателями с запасом хода в 3 тысячи километров.


Рядом — евразийский электробус модели Е321. Степень локализации — 80 процентов. Электроника полностью белорусская. В этом году произведут более 70 таких машин. География поставок — Краснодар, Сочи, Нижний Новгород.


На выставке представлен и 130‑тонный БЕЛАЗ‑7513М2, работающий на водороде. Среди его преимуществ — экономичность, экологичность и низкий уровень шума. Машина была сделана в прошлом году.

— То есть здесь ни бензина, ни солярки, ни электричества? — уточнил Александр ­Лукашенко.

— В баке находится 50 килограммов водорода, далее — блок с двумя водородными топливными ячейками суммарной мощностью 200 кВт и съемные аккумуляторные батареи, — пояснили специалисты. — Вырабатываемое в ячейках электричество поступает на электродвигатель, установленный в заднем мосту. Это прототип, реальный образец в этом году закончим, он будет в три раза мощнее.


Рядом еще одна новинка — 90‑тонный электросамосвал БЕЛАЗ‑7558Е на литийионных аккумуляторных батареях. В сравнении с обычным ­БЕЛАЗом он позволяет сэкономить около 400 тысяч долларов в год благодаря разнице в стоимости дизтоплива и электроэнергии.

На предприятии «­ЮНИСОН» уже собрана и успешно запущена пробная партия легковых автомобилей марки НОNGQI (Хунци) китайской компании FAW.

— Приличная машина, — оценил Александр ­Лукашенко.

И как венец — опытный образец электромобиля BELGEE E‑X 50. Ознакомившись с его техническими характеристиками, ­Президент обратился к вице‑премьеру Петру Пархомчику:


— В общем, через год ты меня приглашаешь лично на автомобиль, который мы будем производить. Все ваши косяки я знаю. У вас год времени, чтобы мы начали производство подобных автомобилей.  
Если электромобиль — это будущее, так давайте этим будущим заниматься сейчас.

Крутись, колесо!

По каким еще направлениям идет работа по созданию отечественных легковых автомобилей

Наши модели BELGEE

В июле 2023 года завод «БЕЛДЖИ» получил лицензию на производство кроссовера X50 под собственным брендом. Это продлит жизненный цикл модели до пяти лет и создаст условия для более эффективной работы по импортозамещению. В этом году запланировано получение лицензии еще на две модели — X70 и S50.


Лицензии на X50, X70, S50 позволят активизировать работы по импортозамещению автокомпонентов и в конечном счете создать компетенции не только по производству легковых автомобилей, но и по их разработке и модернизации.
Уже сегодня локализованы стекла, аккумуляторы, шины, электронный блок экстренных вызовов. Министерством промышленности организована работа по расширению номенклатуры импортозамещающих автокомпонентов.

Согласовывается план модернизации завода для увеличения мощности до 120 тысяч штук автомобилей при двухсменном режиме работы.


Новое направление на «ЮНИСОН»

Новым направлением развития отечественного легкового машиностроения является производство на «ЮНИСОН» легковых автомобилей марки HONGQI производства китайской компании FAW.

Заключены Соглашение о технической помощи и Производственное лицензионное соглашение, что в перспективе дает возможность осуществлять не только крупноузловую, но и мелкоузловую сборку легковых автомобилей с последующей локализацией отдельных узлов и комплектующих.
Между «ЮНИСОН» и FAW заключено Соглашение о намерениях сотрудничества, в соответствии с которым на начальном этапе стороны договорились о поставке и сборке в режиме SKD автомобилей.

Пассажирский электротранспорт — в регионы

Сейчас в Беларуси реализуются два пилотных проекта по переводу пассажирского транспорта на электротранспорт в Жодино и в Шкловском районе с развитием соответствующей инфраструктуры. Поставка электротранспорта ожидается уже в I квартале 2024 года.
Цель — поэтапное наращивание использования электрической энергии в пассажирских перевозках, снижение уровня загрязнения воздуха, отработка на практике имеющихся в республике компетенций в производстве электротранспорта и зарядных станций.
Для Жодино 14 электробусов поставит МАЗ, а в Шкловский район уедут 15 электробусов от «Белкоммунмаша».

ФАКТ

В настоящее время СЗАО «БЕЛДЖИ» выпускаются пять моделей легковых автомобилей (четыре кроссовера и один седан). В прошлом году СЗАО «БЕЛДЖИ» получило лицензию на производство модели Х50. В этом году запланировано получение лицензии еще на две модели — Х70 и S50.


Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter