Студенческие общежития отказались от "комендантского часа"

Мы маленькие дети. Нам хочется гулять

Общежитие — такой же объект студенческого фольклора, как трехразовое питание — по понедельникам, средам и субботам и взывания «приди, халява!». Сложился стереотип, что ночью действует «комендантский час» и общага — словно замок на осадном положении. Опоздал — жди на улице. Еще в феврале студенты создали инициативную группу «Общежития 24» и поставили целью добиться круглосуточного в них доступа. И вот радостно объявили, что добились–таки своего: в общежития БГУ и БГЭУ теперь действительно можно попасть когда угодно.


Впрочем, заместитель проректора по учебно–воспитательной работе и социальным вопросам БГУ Михаил Черепенников этой «новостью» откровенно удивлен, хотя бы потому, что довольно проблематично добиться отмены того, чего не существовало:

— Никакого «комендантского часа» в общежитиях БГУ не было! Да, действительно, с полуночи до шести утра двери закрываются, но достаточно позвонить ночью в звонок, предъявить пропуск вахтерше — и студент беспрепятственно зайдет внутрь. Более того, такая система действовала еще в мою бытность студентом — в 1990–е. В 2011 году были утверждены новые правила проживания в наших общежитиях, но поправки относительно доступности общежития в ночное время не вносились. В прошлом году я предложил студентам, у которых возникают такие проблемы, обращаться напрямую ко мне — и поступило лишь два сигнала. Студенты пожаловались, что им пригрозили не пускать в общежитие, если они будут постоянно приходить поздно. И за это в результате даже депремировали сотрудников. Но такого, чтобы оставить ночью на улице, не было ни разу. Как не было и не бывает никаких отработок или других санкций за опоздание. Другое дело, если студент, особенно первокурсник, будет все 5 дней в неделю являться исключительно за полночь. Тогда мы можем связаться с его родителями и уточнить, в курсе ли они такого поведения...

Тут не поспоришь: родители, отправляя своих детей в общежитие, в большинстве своем все–таки надеются на определенный присмотр со стороны заведующих, воспитателей. (Даже обращаясь в агентства недвижимости, многие намеренно рассматривают лишь варианты с хозяином, желательно бабушкой, мол, она–то не даст особой вольницы.) А вот студентка 3–го курса факультета международных отношений БГУ Мария Скороход, одна из инициаторов движения «Общежития 24», такое внимание со стороны сотрудников общежития считает однозначно излишним — между ребенком и родителями должны быть доверительные отношения — и заявляет, что проблема круглосуточного доступа в общежития буквально до недавнего времени стояла остро:

— Я сама не жила в общежитии, но друзья рассказывали, что еще год назад пройти туда ночью было серьезной проблемой. Конечно, чаще всего ребят пускали, но за опозданием обязательно следовали санкции — отработки, участие в субботниках, да и вообще, были постоянные препирания с вахтерами. По сути, невозможность задержаться, провести больше времени с одногруппниками, которые постоянно спешили в общежитие к полуночи, и натолкнула нас на мысль привлечь к вопросу внимание. Главными активистами кампании стали ребята, так же, как и я, не живущие в общежитиях, чтобы не было никаких рычагов давления на них, угроз выселения. Наши опросы показали: проблема имеется. Да, как такового военного термина «комендантский час» не было ни в одном из вузов, но его смысловым синонимом служил «пропускной режим» или что–нибудь в этом роде. Поскольку больше всего участников движения училось в БГУ и БГЭУ, то в этих вузах нам и удалось добиться однозначного решения вопроса.

На взгляд активистов, градации «степени уважительности» позднего прихода — ночной ли это поезд или ночная дискотека — быть не должно. А если сосед по комнате постоянно тревожит чуткий сон товарища, то этот вопрос всегда можно уладить между собой, считает Мария. Интересно, что сами бывшие «жертвы «комендантского часа» ситуацию особо не драматизируют. Например, Екатерину Петровскую, которая за 4 года успела пожить в 5 разных общежитиях БГУ, когда она в 5 утра приехала прямо с вокзала, вахтерша пропустила. Выпускают да, со скрипом, но оно и понятно: кому хочется отвечать за ушедшего куда–то в ночь студента? Недавно Екатерининой соседке по комнате, разругавшейся до слез с парнем, не дали выйти на улицу в 3 ночи. Хотя и это логично: мало ли что она может натворить в таком состоянии? Студент Андрей Ермолик уверен, что многое зависит от «человеческого фактора» — одна вахтерша впустит без лишних расспросов, другая начнет ворчать и что–то записывать в свою тетрадку, но никаких санкций затем все равно не следует.

Кстати, наверняка ускорит затяжные переговоры с суровым вахтером устанавливаемая в нескольких общежитиях БГЭУ система видеонаблюдения. Одна из камер будет как раз висеть на проходной. Запись впоследствии позволит разобраться в любой спорной ситуации, а пригодится она начальнику студенческого городка БГЭУ Сергею Пинчуку, к которому и так может обратиться студент:

— Разве у нас казарма или военное положение, чтобы говорить о «комендантском часе»? Разумеется, двери общежитий университета, как и любых других, закрываются в полночь, ведь на вахте чаще всего сидит женщина. Что она сможет сделать, если кто–то решит вломиться с недобрыми намерениями? А так она успеет нажать на тревожную кнопку. Кстати, если человек уже работает на старших курсах и известно, что будет возвращаться поздно, то просто приносит справку из отдела кадров — и проходит без вопросов.

Мария Скороход считает, что их кампания подошла к логическому концу. Сейчас активисты готовы оказывать консультативную помощь студентам из других образовательных учреждений. Недавно на странице группы в социальной сети появился список из 11 вузов, которые признали, что и у них работает система круглосуточного доступа. Среди них БГПУ имени М.Танка. Причем начальник студенческого городка университета Леонид Пепик констатирует: как минимум последние 3 года, которые он занимает должность, проблем с этим не было:

— Вот буквально на днях мне рассказали, что много наших студентов возвращались с ночной дискотеки. Всех пропустили, все попали в свои комнаты. Хотя, конечно, ночью стараемся без веской причины не выпускать ребят, но, если нужно на поезд, тоже нет преград.

И все же ограничения остались в общежитиях колледжей, ведь большинство здесь проживающих несовершеннолетние и ночью не имеют права находиться на улице без родителей. Заведующая общежитием Минского радиотехнического колледжа Людмила Супрунович говорит, что учащиеся младше 18 лет должны вернуться до 23.00. Воспитатели ночью проверяют, все ли в комнатах:

— Это полностью оправданно, ведь мы несем за них ответственность. Другое дело, если учащийся совершеннолетний. Можно прийти позже, если встречал родителей, идешь с поезда, по другим причинам. Если учащийся работает, он тоже может регулярно возвращаться ночью.

Что ж, хочется верить, с таким вольным графиком студенты не забудут, что общежитие прилагается к учебе, а не наоборот.

А как у них?

В России еще в прошлом году петицию об отмене «комендантского часа» в общежитиях подписали 17.000 человек, после чего Минобрнауки направило ректорам вузов соответствующее распоряжение. Однако студенты регулярно жалуются, что решение нарушается. Скажем, более половины санкт–петербургских вузов еще недавно ограничивали их право на пользование своим законным койко–местом, причем в 40% общежитий пришедших ночью хоть и впускали, но потом строго наказывали — делали выговоры, требовали объяснительные, изымали пропуска и студенческие билеты, заставляли убирать территорию. В Украине тоже заявляют, что «комендантский час» давно отменен, хотя студенты вузов этот факт опровергают.

akostyukevich@sb.by

Советская Белоруссия № 227 (24857). Вторник, 24 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter