Мы и я

Степенность чешской жизни оказалась заразительной...

Все у меня как–то замедлилось — течение жизни, течение мысли... Степенность чешской жизни (перешедшая в медлительность) оказалась заразительной — хожу спокойнее, обращаю внимание на красоту видов... Совсем иное дело было в Пекине — бегом, бегом, не успеешь — останешься без новостей, а значит, без хлеба. Мне всегда казалось, что темп китайской жизни именно этим и определяется — страхом остаться без хлеба (в самом что ни на есть прямом смысле этого слова, хотя хлеб в Китае — скорее экзотика) из–за сильнейшей конкуренции. На государство надежда слабая, хочешь есть — на обед (образование детей, медицинское обслуживание, жилье и собственную пенсию) заработай сам. В Европе, конечно, иначе. Умереть с голоду здесь тебе не дадут — социальная защищенность, обеспечивающая не только необходимый минимум, имеется. Странно, конечно, что в Китае, где официальная идеология — марксизм–ленинизм, учения Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина, государство заботится о своих гражданах меньше, чем в буржуазной Европе (хотя следит, конечно, строже). Это я материальную сторону имею в виду — бесплатное образование, медицинское обслуживание и жилье, все, что, как мне хорошо помнится, было у нас в Советском Союзе. Но то и есть «социализм с китайской спецификой»: государство больше требует, чем дает. И практически всем китайцам это кажется нормальным. «Нас же очень много», — часто говорили мне люди, полагая, что это все объясняет. Объясняет это, конечно, многое. И про роль государства в жизни каждого человека тоже. Я, кстати, последнее время много об этом думаю — о роли государства.


Не так давно один наш знакомый в Карловых Варах, основатель небольшой консалтинговой компании и редактор специализированного журнала, заметил задумчиво: «Государства в моей жизни как–то очень много». Это он сказал про налоги, правила и предписания. А я, побывав на родине на очередную годовщину Великой Октябрьской социалистической революции, задумалась: а что это за праздник? Лично для меня? Мои мама и папа были коммунистами. Сама я любила ходить на демонстрации 1 Мая и 7 ноября — потому что много празднично одетых людей, разноцветных шариков и вкусных пирожных в торговых палатках. Повсюду веселая (пусть и маршевая) музыка и «С праздником, дорогие товарищи!». Правда, демонстрация на 1 Мая мне всегда нравилась больше — потому что теплее и предвкушение лета. Оба праздника в нашем кругу отмечались: собирались с друзьями родителей (тоже, конечно, коммунистами), выпивали, ели салат «Оливье» и запеченную курицу и произносили правильные тосты — не столько за Родину (хотя и за нее, случалось, тоже), сколько за здоровье и грядущие успехи в труде. Главным словом и ощущением тогда было «мы». Здоровье нужно было, чтобы приносить пользу Родине и трудиться на благо страны, города и коллектива. А после можно было думать о семье. О себе думать и заботиться было вообще не очень принято — это пусть и не вслух, но осуждалось. «Он/она себя бережет» было почти ругательством. Родина дала тебе крылья и научила летать, значит, обладает авторскими правами на твой полет. Тогда мы еще не прочитали Оруэлла, Солженицына и Гроссмана и почти никто (в моем кругу так и вообще никто) не сомневался в правильности выбранного Родиной (а вслед за ней — тобой лично) пути. А потом все изменилось.


Началась перестройка, и у нас открылись глаза. Я хорошо помню момент, как, вернувшись со школьной дискотеки, застала дома двух плачущих перед телевизором женщин. Одной была моя мама (у которой мама была неграмотной и которой советская власть дала все), а другой — ее подруга и мама моей одноклассницы, заведующая отделом в областной газете. Они смотрели документальный фильм, разоблачающий «преступления» брежневской эпохи, и плакали: «На что мы положили свою жизнь?» Они ведь свято верили в идеалы социализма и как могли старались делать этот мир лучше.


И с тех пор многое изменилось. «Мы» перестало быть главным словом нашей жизни. «Я» куда важнее. Личные интересы важнее коллективных, семья важнее Родины. И кажется мне, что это не так плохо, как могут думать наши бабушки и дедушки (моя мама, наученная своим горьким опытом, частенько жалеет, что из–за работы на благо Родины уделяла семье внимания меньше, чем могла бы, — и таких, как она, я уверена, миллионы). Потому что Родина начинается как раз с семьи и любовь и забота о своей семье — это и есть любовь к Родине. Очень показательно: в чешском языке есть слово rodina, но пишется оно с маленькой буквы и в переводе означает «семья».


www.pleska.info

 

Советская Белоруссия №225 (24362). Пятница, 29 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter