Сергей Белозерцев и его волшебная скрипка

Музыкант играл на скрипке

Есть вещи настолько поэтичные, что бросает в дрожь. Есть люди, которые мгновенно вызывают в памяти классические строки: что–то такое возвышенное, надмирное сквозит в их повседневной простоте, пробивается через усталость после трудного дня, поблескивает в воздухе неслышной, невесомой золотой пылью. Вот он, твой собеседник — мальчишка, мандельштамовский щегол: птичий профиль, легкая крылатость, которую не заметишь в толпе, на улице, в суете большого города. Но вот он выходит на сцену, прижимает скрипку к плечу, вскидывает смычок — и все вокруг меняется.

Сергея Белозерцева я встречаю вечером у филармонии — очередное возвращение в Минск, очередная прекрасная игра, от которой у слушателей мурашки по коже, а потом сразу вокзал, поезд и утром уже репетиция в Москве. Между делом подсчитываем, сколько лет талантливому скрипачу пришлось учиться, — получается, практически всю жизнь:

— С 6 лет — а мне сейчас 29, — прикидывает Сережа. — Музыкальная школа и Республиканская гимназия–колледж при академии музыки — это 12 лет обучения, Московская консерватория — еще 5, аспирантура — 2 года. В общей сложности — 19 лет учебы.

У Белозерцева–младшего все определила семья: ребенок двух скрипачей не мог не продолжить творческую династию.

Хотя сейчас я понимаю, что мое будущее не было предопределено, — замечает Сергей. — Мои родители не ставили целью сделать из меня музыканта, и если бы мне это было совсем не по душе, никто бы меня не принуждал. Конечно, изначально пришлось нелегко: в отличие от маленьких пианистов, которые через несколько месяцев уже могут сыграть обеими руками красивую мелодию, скрипач через три месяца обучения не может практически ничего. В первый год даже извлечь из маленькой скрипки более–менее приятный звук — проблема. Но наступил момент, когда я по–настоящему втянулся и сейчас себя без музыки не вижу вообще.

Конкурсы, премии, награды — то, что позволяет простому слушателю сделать для себя какие–то выводы, — этого у Сергея хватает. Республиканские, международные победы — от Беларуси до Италии, стипендия, а затем и Гранд–премия спецфонда Президента по поддержке талантливой молодежи: более серьезный знак качества сложно найти.

Сегодня Сергей Белозерцев играет в Национальном филармоническом оркестре России под управлением Владимира Спивакова — как сам говорит, набирается опыта и знаний у коллег и великолепного дирижера:

— Для меня в радость играть камерную музыку, потом выступить сольно, потом в оркестре — важно разнообразие. По Беларуси езжу часто и при первой же возможности — это вообще моя отдушина в плане сольных выступлений. Конечно, хотелось бы еще больше играть на родине, давать серии концертов по городам, но здесь важно вписаться в собственный плотный график. Если говорить о целях — хочу, чтобы то, что я делаю с удовольствием, было нужно людям. Ну и новые встречи, новые идеи — это то, чего мне хочется.

Смотрю на него — все–таки Сережа очень поэтичен, хотя, кажется, сам это не вполне осознает. И всплывают в памяти уже классические, уже бессмертные строки Окуджавы:

Счастлив тот, чей путь недолог,
пальцы злы, смычок остер,
Музыкант, соорудивший из души моей костер.
А душа, уж это точно, ежели обожжена,
Справедливей, милосерднее и праведней она.

ovsepyan@sb.by

Фото из личного архива.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter