Гость проекта «Код личности» на «СБ ТВ» – Генеральный директор Большого театра Екатерина Дулова

Музыка внутри

Генеральный директор Большого театра Екатерина Дулова — о любимых книгах, воспитании таланта и необходимости хвалить

Деловая хватка и удивительное чутье на таланты — качества, которые в Екатерине Дуловой отмечают все, кто с ней когда‑либо работал. Она умеет притягивать к себе увлеченных, одаренных, влюбленных в искусство людей, а еще — управлять, хранить и оберегать. Гостям проекта «Код личности» на «СБ ТВ» Екатерина Николаевна рассказала, впрочем, не только о своем богатом ректорском и директорском опыте. Вот вы знали, например, что профессор Дулова умеет абсолютно все: шить, вязать, вышивать, готовить, а еще пилить, строгать и… чинить?

Расправить крылья

— Это абсолютная правда: я могу выполнять любую мужскую работу. Недавно, например, на даче из двух газонокосилок сделала одну. Еще люблю рукодельничать, если выпадает хотя бы несколько свободных часов. Я отлично шью, вышиваю картины, вяжу на спицах и крючком… Все это доставляет мне колоссальное удовольствие, — добавляет Екатерина Николаевна. — Но не могу сказать, что я когда‑либо хотела сделать это профессией… Единственное, когда‑то мечтала заниматься балетом. Рядом с нашей дачей жила Бася Карпилова — известная балерина, заслуженная артистка. Она сказала, что у меня есть некоторые данные, но моя погруженность в музыку с детства была настолько сильной, что выйти за эти границы я так и не смогла.

Выбора — заниматься музыкой или чем‑то другим — у Екатерины Дуловой, в общем‑то, даже и не было. В их квартире всегда звучала музыка. А как иначе, если мама — доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой истории музыки, а отец — виолончелист, основатель струнного квартета Союза композиторов Беларуси?

— Музыка окружала меня всегда и везде, звучала вокруг и внутри меня. Так потом росли и наши с мужем дети. Самое важное для родителя — не только привить любовь ребенку к тому или иному делу, но и всегда хвалить его на выбранном пути. Мой папа, например, часто повторял, что лучше меня нет никого на свете, что я самая‑самая… И только тогда у ребенка вырастут крылья. Поэтому я искренне желаю каждому, чтобы в его жизни был такой человек: родитель или педагог. И как педагог я всегда предпочитаю говорить ребятам, молодым певцам или танцовщикам, что они молодцы. Всегда поздравлю коллектив с премьерой за кулисами после спектакля, для каждого нахожу добрые слова. Так что не бойтесь благодарить и поздравлять — это обязательно доставит радость и вам самим, — уверена Екатерина Николаевна.

А вот на вопрос о том, что бы она изменила в жизни, Екатерина Дулова ответила неожиданно:

— Дала бы себе больше отдыха. Когда я уехала из Минска учиться в Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. Римского‑Корсакова, мне было всего восемнадцать. И я принялась за учебу с таким отчаянием, с таким рвением, что абсолютно не жалела себя. Училась с утра до ночи и, конечно, очень уставала. Поэтому многое в студенческие годы прошло мимо меня: общение со сверстниками, атмосфера Петербурга, погружение в этот удивительный город. Сейчас первое, что я делаю, приезжая в Петербург даже по рабочим делам, — позволяю себе погулять по городу. Таким образом словно компенсирую то, что в студенческие годы недополучила...


К слову, самым сильным впечатлением от учебы в консерватории Екатерина Дулова называет людей — преподавателей и приглашенных лекторов, благодаря которым она состоялась в том числе как ученый.

— У нас преподавали люди, чьи учебники стояли у мамы в шкафу и по которым я тоже училась. Кроме того, в качестве почетных гостей к нам приезжали читать лекции выдающиеся ученые‑музыковеды. Скажем, авторы первых советских монографий о Густаве Малере, Иоганнесе Брамсе…  

Сегодня, спустя годы, я все больше ценю своих учителей. И главное, во мне живет огромная благодарность за то простое, легкое, тонкое общение, от которого я напитывалась и получала колоссальное удовольствие.

От каждого по способностям

Великим музыкантом, танцовщиком, исполнителем нужно родиться? Или эта «великость» приходит чуть позже благодаря уже накопленному опыту, знаниям и упорному труду? Екатерина Дулова честно признается: в этом вопросе она несколько расходится с коллегой, ректором Академии русского балета имени А. Вагановой Николаем Цискаридзе.

— Есть два возможных подхода к началу профессионального образования. В одном из интервью Николай Максимович сказал, что премьером можно только родиться. На мой взгляд, его также можно воспитать. Об этом, в частности, говорит мой ректорский опыт. Возможно, в танце ситуация иная. Но если говорить о музыке, то бывают случаи, когда человек пришел и показал на вступительном экзамене достаточно скромные способности. Однако если с ним грамотно, профессионально и по‑доброму работать, он обязательно выстрелит и уже на 5‑м курсе покажет выдающиеся результаты. Такие примеры в моей практике были. Более того, мне тоже многое давалось не сразу. И я сожалела: почему, мол, у кого‑то все сразу получается, а мне нужно приложить усилия? Но затем у меня появилась замечательный педагог Валентина Александровна Ручьевская — музыковед, доктор искусствоведения, автор фундаментальных работ по теории музыки. Консерватория, аспирантура, докторская диссертация, которую я защитила в 37 лет, — все это получилось благодаря ее вере в меня.


Кстати, чтение — вторая любовь профессора Дуловой после музыки. Екатерина Николаевна не скрывает: была бы возможность, с удовольствием провела хотя бы день в эпохе романтизма.
— С детства любила приключенческо‑романтическую литературу. Могла за сутки проглотить всего «Графа Монте‑Кристо» или «Трех мушкетеров». Читала буквально не отрываясь. Еще люблю английскую классическую литературу, в частности прозу Чарльза Диккенса. Кроме того, уважаю французов: Виктора Гюго и Оноре де Бальзака. Помню, какое сильнейшее впечатление произвел на меня «Собор Парижской Богоматери» и то состояние сожаления — как жаль, что книга уже закончилась. Дома еще была антология «Русская романтическая повесть», и в ней — Пушкин, Гоголь, Аксаков... В переходном возрасте моей настольной книгой стали два издания: «100 оперных либретто» и «100 балетных либретто». И сегодня нет названия из классического оперного или балетного наследия, которого бы я не знала.
С 2014 года Екатерина Дулова выполняет обязанности председателя Совета специального фонда ­Президента Беларуси по поддержке талантливой молодежи. А это значит, что в том числе благодаря ее решениям кредит доверия в виде премий и стипендий ежегодно получают десятки молодых талантов, которым суждено стать культурной элитой Беларуси.
leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter