Любой человек изначально гениален, утверждает профессор Михаил Казиник

Музыка как панацея

«В годы моего детства в Витебске еще были люди, которые знали Малевича, жили родные Шагала, — вспоминает Михаил Казиник. — Когда я ребенком шел со скрипкой по улице, местные старики и старушки прямо из окон зазывали меня в гости, чтобы рассказать о Глазунове, Чайковском, Римском–Корсакове... После симфонических концертов люди не спешили домой, продолжая и на улице обсуждать великую музыку, читали стихи. Это был совершенно уникальный, неожиданный город! Я знал людей совершенно феноменальных, но понял это гораздо позже. Ведь в юности я думал, что везде так...»

Объехав почти всю планету, он больше нигде так и не нашел той удивительной атмосферы города своего детства, когда ощущение полета было абсолютно реальным, а люди — сплошь искренни и талантливы. Зато обнаружил одно универсальное средство, которое могло бы сделать мир намного совершеннее, — музыку.

Нет, он не современный Дон Кихот и борьба его отнюдь не бесплодна. Хотя бы потому, что книга Михаила Казиника «Тайны гениев», вышедшая в 2007 году, на сегодняшний день выдержала шесть переизданий, притом что давно доступна в интернете. А его теория об изначальной гениальности любого человека вместе с методикой воспитания детей классической музыкой проверена уже сотнями тысяч родителей. Концерты–лекции Казиника повсюду собирают неизменные аншлаги, много лет на радиостанции «Орфей» выходят его авторские передачи, не первый год российские телеканалы демонстрируют документальные фильмы, в которых он размышляет о мировом искусстве... В последние годы в Швеции, где Михаил Семенович живет еще со времен СССР, застать его непросто (как говорит он сам, «я там меняю чемоданы»): в конце концов он решил оставить профессуру в Драматическом институте Стокгольма и Высшей школе бизнеса Скандинавии и отправился — ни много ни мало — «спасать свою страну от духовной катастрофы». Территория «его страны» по–прежнему огромна, ведь развала Советского Союза Казиник не застал. Вот и путешествует между Россией и Татарстаном, Молдовой и Якутией... Впрочем, встретить его в Болгарии, Англии или Америке также вполне реально. А на днях — еще и в Минске, куда он приехал в компании пианиста–виртуоза Вячеслава Зубкова.

— Михаил Семенович, с таким количеством концертов и проектов вы, наверное, спите только в самолетах?

— Пожалуй, вы недалеки от истины — до следующей весны у меня планируется 200 перелетов. Своя публика есть во многих странах, но я хочу большего. Например, еду в Днепропетровск, хочу снять цикл фильмов, посвященных влиянию Украины на русскую культуру.

— Это как–то связано с последними событиями?

— Отчасти. В первую очередь с тем, что Днепропетровск объявил себя городом культуры, а меня — главным человеком в этой области. И несмотря на сложные времена, выделил субсидии не только на покупку моих передач у радиостанции «Орфей» для украинского вещания, но и на съемки таких фильмов. Скажем, сейчас в связи с юбилеем Чайковского повсюду звучит его Первый фортепианный концерт. Но мало кто знает, что первоначальное название этого произведения — «Концерт на украинские темы». И минимум 80 процентов мелодий Чайковского имеют украинское происхождение. Мало кто задумывался и о том, что все корни Булгакова — в Украине. Все, что есть в «Мастере и Маргарите», в «Театральном романе», связано с украинским мистицизмом...

— А дальше?

— Собираюсь провести свою Летнюю школу в Абрамцево, куда я приглашаю самых замечательных музыкантов (к слову, в Израиле только что прошла моя Весенняя школа). Потом — Татарстан, Удмуртия, Рига... И снова — Минск. Ради чего? Чтобы научить слушать музыку как можно большее количество людей. Они в свою очередь научат этому своих детей.

— Спрошу вслед за вами: ради чего?

— Когда меня пригласили стать музыкальным экспертом Нобелевского концерта, я предложил шведскому телевидению задать нобелевским лауреатам несколько вопросов об искусстве. Так вот, оказалось, что у каждого из них в детстве была настоящая музыка. Спрашиваю у лауреата в области физики: «Как вы относитесь к Йо–Йо Ма, который сегодня будет играть концерт Дворжака?» — «Так ведь это еще с юности мой кумир!» — слышу в ответ. Из Тель–Авивского университета приезжает Роберт Ауманн, один из величайших умов в области экономики и правоверный еврей, которому готовят специальный кошерный обед, ломая голову, как организовать доставку лауреата в Концертный зал Стокгольма, поскольку в субботу пользоваться общественным транспортом еврею запрещено. И тут оказывается, что его любимый композитор — Бах! «Простите, — говорю ему, — вся Швеция стоит на ушах, чтобы вас правильно принять, а вы на весь мир объявляете, что с удовольствием слушаете того, кого называют «пятым евангелистом»?» На что Ауманн снисходительно отвечает: «Молодой человек, Бах — это мозг человечества, Бах — это все формулы науки...»

Словом, тот концерт я открывал такими словами: «Если вы хотите, чтобы ваш ребенок сделал первый шаг к Нобелевской премии, начинайте не с физики, не с математики. Начинайте с музыки!»

— Еще вы утверждаете, что классическая музыка — универсальный врачеватель, который может вылечить практически от всего, даже от экономического кризиса (вот и для белорусских бизнесменов после своих минских концертов–лекций занятия провели). Но эта музыка создается уже не одно столетие, а мир, как и раньше, далек от гармонии...

— А все потому, что классическая музыка по–прежнему принадлежит узкому кругу почитателей. Проблема в том, что большинство людей ее не слышит. Ушами мы воспринимаем звук лишь отчасти. В действительности на музыку отзывается вся нервная система, все клетки тела (факт: сочинения Бетховена становились тем лучше, чем хуже он слышал). По сути, искусство — это вибрирующий источник энергии, а человек — приемник. Приемник и передатчик должны быть настроены на одну волну. Вот я и пытаюсь выбить человека из бытовой колеи, настроить его психику на эту волну.

— Почему это так важно?

— Хотя бы потому, что существует интернет. И уже практически каждый человек имеет доступ к любой информации, в том числе — самой негативной, самой человеконенавистнической. Но классическая музыка разрушает традиционные схемы мышления. И вполне способна не только спасти ваш мозг, но и защитить детей, которые ни в чем не виноваты, стариков, которым часто уже не на что надеяться, уберечь взаимоотношения между людьми...

Пять советов родителям от Михаила Казиника

1. Пусть музыка звучит фоном — у ребенка много зон восприятия.

2. Помните: все важное ребенок воспринимает в движении.

3. Связывайте музыку со сказками, историями.

4. Семья должна быть театром: играйте, шутите, стройте воспитание на парадоксах, а не на «правильных вещах».

5. Включите Моцарта, обнимите ребенка и посидите с ним 10 минут. Это останется на всю жизнь.

zavadskaya@sb.by

Советская Белоруссия № 109 (24739). Четверг, 11 июня 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter