Мужчина и женщина. На дне

Режиссер «Каменской» снял скандальную драму о проститутках. Наши актеры делятся впечатлениями от съемок
Режиссер «Каменской» снял скандальную драму о проститутках. Наши актеры делятся впечатлениями от съемок

Фильм Юрия Мороза «Точка» о современной проституции вызвал бурную полемику в прессе и профессиональной среде кинематографистов. А в минском кинотеатре «Центральный», где проходил показ «Точки», даже висело объявление, призывающее впечатлительных зрителей воздержаться от просмотра картины «из–за обилия натуралистических сцен и ненормативной лексики». Хотя, на мой взгляд, мы, к сожалению, уже настолько отравлены «телевизионно–криминальной» «чернухой», что вряд ли «Точка» способна довести кого–то до обморока прямо в зрительном зале.

Фильм снимался в нескольких городах. Отдельные эпизоды — в Минске, а именно в районе Лошицы. Так что и нашим белорусским актерам удалось внести свой заметный вклад в самый спорный фильм лета.

Икра заморская — кабачковая!

Актрису Театра белорусской драматургии Веру ШИПИЛО с режиссером Юрием Морозом связывают отношения прочной творческой дружбы и взаимопонимания. Вера неоднократно снималась у него: в «Каменской», «Детях Ванюхина». В фильме «Точка» у Веры небольшая, но запоминающаяся роль матери–алкоголички одной из героинь. Мороз часто приглашает Шипило на роли «деклассированных» элементов, и она ничего зазорного в этом не видит.

У героини Веры по сценарию маленькую дочь пытаются забрать в детдом. Недолго думая, мать выливает девочке на голову горшок с помоями. По зрительному залу в этот момент пробегает сдавленный рефлекторный спазм. Работники детдома, зажав нос, спасаются на экране бегством. «Ну что? Уже не нужна стала девочка, да?» — кричит им вдогонку героиня Шипило.

На все вопросы, не смущал ли излишний натурализм материала, Вера смеется: «Ну это же икра кабачковая была!»

— Юрий Павлович — очень интеллигентный, тонкий человек. Я в нем уверена, — продолжает актриса. — Знаю, что он не подведет, не допустит никакого перебора, никакой безвкусицы. Возможно, у других режиссеров в таком амплуа я бы не согласилась выступать, а к Юрию Павловичу у меня полное доверие. Даже пьяниц, проституток, всяких странных женщин он подает в некоем приятном свете, видимо, из–за своего врожденного человеколюбия.

Читать сценарий до съемок — роскошь...

Ведущий программы «Доброе утро» телеканала ОНТ Валерий КАЩЕЕВ тоже по профессии актер, коллега Веры по Театру белорусской драматургии, в свою очередь, сыграл в «Точке» деспотичного отца, выставляющего дочь за дверь после того, как она забеременела от любимого человека, погибшего в Чечне. Мы поговорили с Валерием об особенностях современных съемок и работе со звездными режиссерами.

— Так уж заведено в последнее время, что, когда актер снимается в небольшой роли, со сценарием его не знакомят, — рассказывает Валерий. — Просто, когда приходишь на площадку, тебе выдается текст роли. Потому делать общую оценку стилистике фильма часто просто нет возможности. Это обыкновенная практика.

Мы работали с Юрием Павловичем на съемках «Каменской–2». Он обычно очень активно приглашает на небольшие роли белорусских актеров. И у него всегда, на мой взгляд, жесткий кастинг. В «Каменской» у меня была небольшая роль офицера милиции и хорошая сцена с Еленой Яковлевой. Я получал удовольствие, работая с ней. Теперь Мороз приглашает меня в каждую свою новую работу. Не скажу, что у нас сложились дружеские или какие–то особо доверительные отношения, но тем не менее чисто профессионально они достаточно комфортные. Он очень интересный человек и к тому же актер по первому образованию. Прекрасно понимает всю специфику нашей профессии. Он всегда дает актеру возможность раскрыться полностью. Конечно, в кино, в актерской игре иногда возникают сложные моменты, требующие решения. Мороз никогда этого не делает через повышение голоса, через какое–то проявление эмоций. Это всегда лишь сдержанные точные реплики без всякого фанфаронства, демонстративного желания управлять процессом. В нем есть особая природная интеллигентность, выделяющая его из большинства режиссеров. Я бы сказал, что это — его фирменный стиль.

Кот согнал проституток в бассейн

Одного из негодяев в фильме сыграл Анатолий Кот. Он по сценарию сгоняет «жриц любви» в холодный бассейн и заставляет там просидеть несколько часов...

Говорят, у этого актера ярко выраженное отрицательное обаяние. Не знаю, отрицательное оно или положительное, на мой взгляд, обаяние или есть или его нет. У Кота — есть. То, как он молча, сидя в кресле, просто курит и изысканно пускает в фильме дым кольцами, заставляет вспомнить разговоры о важности внутренней работы актера. Именно через молчание, через паузу часто достигается нужный эффект без эффектов внешних. От негодяя, сыгранного Анатолием, идут мурашки по коже.

Не «Точка», а многоточие...

Хороших мужчин, кстати, в фильме «Точка» вообще нет. Даже Михаил Ефремов, играющий очередного клиента — интеллигента–ученого, в конце концов оказывается подлецом. Мужики в фильме либо скандалят, либо бьют женщин. В этом, мне кажется, главная тема «Точки» — она показывает крах мужской цивилизации, ее агонию...

Жаль, что выход из этого замкнутого круга режиссер предлагает нам своеобразный. Одна из героинь кончает жизнь самоубийством. Две другие — открывают новую «точку» в качестве владельцев, то есть выходят на новый уровень этой кровавой игры. Однако что–то подсказывает, что даже после такого исчерпывающего исследования современного дна фильм едва ли станет действительно финальной точкой в этой теме. Должен же кто–то все же опровергнуть страшный диагноз, поставленный режиссером обществу?

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter